Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Пассажиры увидят «край света»

Станцию «Обводный канал» оформили в урбанистическом дизайне

Открытие новых и реконструированных станций метро в Петербурге за последние три года стало традицией. В конце 2008 года был запущен Фрунзенский радиус. В прошлом году нам вернули «Горьковскую», обремененную розовым выменем. А с 30 декабря петербуржцы смогут пользоваться станцией «Обводный канал», на художественное оформление которой пассажиры уже стали засматриваться из окон вагонов, пока следующих мимо перронов станции без остановки. И надо сказать, посмотреть есть на что. Корреспондент «ВП» убедился в этом лично.



Впрочем, надземная часть несколько разочаровала. Правда, здесь от строителей станции мало что зависело. Вход в метро встроен в очередное творение очередного инвестора — куб, облицованный чем-то глянцевым, и башенка над ним, как обычно, выпадающая из всех перспектив, в данном случае — Обводного канала и Лиговки. Но это — другая тема. Вестибюль же подземки примостился под одним из углов этого здания. Принцип интеграции бизнеса с метрополитеном — как на «Звенигородской». Дизайн соответствует окружению. Поэтому там особо задерживаться не хочется. Хочется под землю. Куда мы, собственно, и спустились.
Посмотрев на обшитые металлом конструкции эскалаторов, сразу вспомнил проблемы перехода между «Садовой» и «Спасской». Но Борис Подольский, директор ФГУП СПбО ГИПРОНИИ Российской академии наук, выигравшего конкурс на оформление станции, успокоил: «Самые что ни на есть традиционные и обкатанные почти на всех станциях эскалаторы. Так что в данном случае проблем, какие возникли на «Садовой» — «Спасской», быть не должно».
Спустились благополучно. И здесь нас встретил другой мир, созданный специалистами ГИПРОНИИ, — атмосфера промышленно-урбанистического Обводного канала.
— Когда мы придумывали атмосферу, а мы придумывали именно ее, мы начали с изучения истории Обводного канала, — рассказал корреспонденту «ВП» главный архитектор проекта Павел Малмалаев. — Когда-то это был край города. Петербург в XIX веке здесь заканчивался. И впечатление края света, даже застроенного впоследствии краснокирпичными зданиями заводов и фабрик с высокими дымовыми трубами, водонапорными башнями и газгольдерами, сохраняется здесь до сих пор. Все это мы и попытались отразить.
Корреспондент «ВП» прочувствовал то, о чем говорил архитектор. Это — ритм клепаных ферм и металлических арок ржавого цвета. Декоративных, но создающих впечатление обычно скрываемой конструктивности инженерных систем. Плюс к этому освещение как в цеху.
По словам художника Александра Гордина, «хотелось большего», но пришлось смягчить урбанистические акценты. Мрамором на стенах — белым, гранитом на полах — серым, габбро-диабазом, перемежающимся с белым и серым, черными вставками в колонны, пилястры и декоративными плитами. Но это лишь обрамление — к панно из «стального стекла» с керамическим напылением, где лейтмотивом, конечно, выступает Обводный канал. И самое главное, работая над проектом, авторы добились у руководства метрополитена обещания, что на станции не будет рекламы. Вот это действительно — прорыв.

Михаил ТЕЛЕХОВ

 

Авторы проекта:
Борис Подольский — директор ФГУП СПбО ГИПРОНИИ Российской академии наук. Окончил Московский архитектурный институт. Всю жизнь работал архитектором РАН. Основные архитектурные проекты — обсерватории.
Павел Малмалаев — главный архитектор проекта. Окончил ЛИСИ. Работал в строительной компании. В 2008 году перешел на службу в ГИПРОНИИ РАН.
Александр Гордин — художник. Окончил Технологический институт. Инженерные навыки проявил в декоративно-прикладном искусстве. Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России.


Между тем
То, что не получилось на «Обводном канале-1», авторы обещают воплотить в «Обводном канале-2» — будущем пересадочном узле Красносельско-Калининской линии. Там тоже не будет рекламы. Но будет максимально приближенная к инженерной реальности урбанистика. Там, где это возможно, включат в дизайн прозрачные перекрытия, чтобы через них были видны инженерные элементы, которые держат конструкции станции и обеспечивают ее жизнедеятельность. И на этом сделать акцент за счет отказа от декоративных облицовочных материалов, заменив их железобетоном, газобетоном, алюминием и стеклом.

 

↑ Наверх