Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Педагоги хотят меняться

Школа будущего зарождается в Петербурге

Школа будущего зарождается в Петербурге

Образовательный форум в Петербурге проводится только во второй раз. Более 60 регионов страны с удовольствием прислали своих лучших учителей, чтобы перенять наш опыт и поделиться своим. К ним добавились коллеги из Испании и Италии, Германии и Болгарии, даже из Мексики. Миссия форума — как она сформулирована в его программе — выглядит привлекательно не только для россиян (цитируем): «продвижение идей, проектов и практик, формирующих региональные образовательные стратегии и способствующих их эффективной реализации».

Романы спрятались

Форум разбит на дискуссионные площадки по интересам. Три международные конференции, пять всероссийских, круглые столы по самым актуальным темам, мастер-классы от лучших педагогов страны и мира... Есть из чего выбрать, программа формировалась в том числе и в соответствии с пожеланиями самих участников форума.
Правда, всех вместе гостей форума удалось собрать только один раз — на торжественном открытии, мероприятии, традиционно считающемся скучным. Неудивительно, что ряд участников форума не стеснялся присутствовать в зале с посторонней литературой на коленях. В том числе с романами, которые некоторые дамы приготовили специально для официоза. Однако организаторам удалось заставить отвлечься от своих дел даже таких скептиков. Буквально через пять минут после начала сторонняя литература оказалась спрятанной в сумочки, а «романистки» принялись увлеченно слушать и что-то строчить в блокнотах. Эта картинка из жизни говорит сама за себя: даже дежурные моменты превратились в профессиональное общение единомышленников.
«На открытие» организаторы представили так называемую панельную дискуссию. На сцене присутствовали эксперты от ряда целевых аудиторий, в том числе от родителей, которые вместе с залом увлеченно обсуждали пути, обозначенные в теме: «Школа-2020 — от реальности к мечте». Реальность известна всем — и от идеала весьма далека. Ну а мечты у педагогов и родителей — при всей их пестроте — в целом едины. Потому что во главу угла ставят ребенка и его семью. Динамизм дискуссии придавали видеомосты, которые прямо в ходе панельной дискуссии были организованы с Тюменью, Ханты-Мансийском, Смоленском... Вопросы с мест были острыми и заведомо неожиданными.
Вообще же инновационные возможности форум использовал в полной мере, наглядно демонстрируя коллегам из регионов преимущества техники, которая пока для многих от обычной мебели не сильно отличается, несмотря на наличие в школах всех регионов России современных компьютерных комплексов и Интернета.

Равные и разные

Интерес педагогов из регионов к участию в петербургском образовательном форуме понятен: редко где и когда в России можно найти более представительную и интересную площадку для обмена мнениями. Но что привлекло в Северную столицу участников из-за рубежа? Ведь с недавних пор считается, что педагогика в России — вещь отстающая и нам надо почти всему учиться у западных коллег. Как оказалось, педагоги-иностранцы — совсем другого мнения, и прибыли они сюда не только и не столько учить, сколько обмениваться опытом.
Простой пример — конференция «Равные и разные», посвященная организации учебного пространства для детей с ограниченными возможностями. Ранее мы и вправду годами перенимали опыт гуманного отношения к таким детям. Теперь же, как оказалось, и нам есть что предложить миру. Правда, в техническом оснащении учебы нам до Запада еще далеко. Но, как оказалось, креативность и профессионализм наших учителей настолько высоки, что не грех теперь и у наших  педагогов поучиться. Так, например, гостей из Германии очень заинтересовал «утренний круг», придуманный нашими педагогами. Детей, изначально испытывающих трудности в общении друг с другом и имеющих проблемы с памятью, перед занятиями собирают в круг и проводят повторение вчерашнего опыта в игре и в постоянном общении.
И так — во многом. Петербургская педагогика оказалась интересной и полезной всему миру — и нам самим — именно благодаря своему внутреннему содержанию. Например, мексиканцы, итальянцы и испанцы заинтересовались проблемами воспитания духовности в поликонфессиональном и поликультурном обществе. Гости из российской глубинки внимательно изучали опыт использования методики Web-2.0. Она дает возможность в каждом классе организовать коллективное творчество для создания «образовательного контента» на заданную тему по принципам создания Википедии, когда каждый участник вправе внести свою лепту в создаваемый «продукт»...
Один из итогов форума:  в мире появилась еще одна мощная площадка общения для педагогов всего мира. И за это спасибо организатору форума — комитету по образованию Санкт-Петербурга — и его соорганизаторам: Санкт-Петербургскому государственному университету, Русской христианской гуманитарной академии, Ассоциации негосударственных образовательных организаций, Конгрессу конференций «Информационные технологии в образовании», Санкт-Петербургской академии постдипломного образования.

Марина ГЛЕБОВА

↑ Наверх