Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Пережил ураган? Восстанавливай все сам!

Ущерб от урагана только в Приозерском районе оценивается почти в 50 миллионов рублей. При этом, например, из бюджета Петербурга всем бедствующим садоводам пока выделили 13 миллионов рублей. На будущее для них собираются выпустить справочники с номерами «экстренных служб». Вот и вся помощь.

Машина с трудом пробирается по кочкам и ухабам небольшой проселочной дороги. С обеих сторон свалены груды деревьев высотой под два метра. Только так теперь можно попасть в поселок Турышево. Электричество в дома так и не провели. Садоводам приходится делать все самим. На каждом участке на «послеураганное» восстановление потратили уже по 30 тысяч рублей.

В садоводстве, о котором идет речь, живут вовсе не два человека, как недавно выразился губернатор Ленобласти, а почти сотня. Каждый из 53 домов — дача, на которой семьи проводят лето. Отдых в этом году превратился в каторжный труд. После завтрака все мужчины отправляются пилить дрова.

— Муж ушел лес рубить, — говорит владелица шести соток в «Турышеве» Наталия Щербак. — Но деревья, нами же порубленные, забирать запретили. Предлагают купить со скидкой, поскольку у леса есть арендатор.


Электроэнергия в Турышево до сих пор не подведена, дороги жители расчищают сами, финансирование так и не поступило.


Почти два километра дороги освобождены от завалов вручную. Но есть еще одна дорога по направлению к Лемболову. Она уже давно стала труднопроходимой, а теперь и вовсе не видна под упавшими соснами и березами.

— Вот здесь заканчивается Приозерский и начинается Всеволожский район, — показывает на обветшалый мостик председатель садоводства Дмитрий Васильчиков. — Официально во Всеволожском районе сильного урагана не было. А реальность оцените сами.

Нет и электричества. Денег на восстановление линий электропередачи после такого бедствия не хватит. Об этом прямо заявил начальник Управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга Андрей Лях.

Ущерб от урагана только в Приозерском районе оценивается почти в 50 миллионов рублей. При этом, например, из бюджета Петербурга всем бедствующим садоводам пока выделили 13 миллионов рублей. На будущее для них собираются выпустить справочники с номерами «экстренных служб». Вот и вся помощь.

— Да зачем нам эти справочники, когда во время урагана связь пропадает, да и не до звонков как-то, — удивляются садоводы.


Выплачивать ущерб в страховой компании отказались.


Воспоминания о ночи на 30 июля у всех до сих пор очень яркие. Пожилые люди уверяют, что так жутко им было только в блокаду. Кто-то начал молиться, решив, что этой ночью умрет от смерча. Другие спрятались группами в домах с наиболее крепкими фундаментами. Автомобили до сих пор стоят, раздавленные упавшими соснами.

Как садоводство живет сейчас? Готовят на газовых плитах, вместе с которыми пришлось прикупить и газовые баллоны. Газ экономят, так что чай и кофе лишний раз не пьют. Во дворе на большинстве участков красуется печка, которую можно растопить на дровах. Рядом — генератор, чтобы качать воду. Время от времени садоводы ездят на ближайшую заправку за бензином. На все эти «удовольствия» каждой семье пришлось потратить по 15 — 20 тысяч рублей.

— Я откладывала деньги, чтобы сделать операцию, — говорит пенсионерка Татьяна Трифонова. — Но и от дачи отказаться не могу. Жаль только, что за грибами теперь не сходить. Весь лес повалило.

Поняв, что помощи от чиновников ждать не стоит, дачники и электричество восстанавливать начали самостоятельно. Собрали примерно по 10 тысяч рублей. Закупили столбы, провода, собрались и принялись за работу. Рассчитывают управиться за несколько недель с задачей, которую ответственные структуры решить так и не смогли.

Как сказал начальник Управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга Андрей Лях, садоводы должны сами справляться с этой бедой, что они и делают.

Ирина ПАНКРАТОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ


Комментарий специалиста

Заместитель начальника Управления по развитию садоводства и огородничества администрации Петербурга Александр Шапкин:

— Должен сразу сказать: масштабы ущерба таковы, что помочь всем дачникам мы не сможем. В рамках городской программы финансирования на 2010 год на все садоводства Ленобласти было выделено 125 миллионов рублей. И к августу, когда начались ураганы, конечно, часть программных денег была уже потрачена на плановые работы. К тому же по большому счету управление отвечает за развитие садоводства, а не за компенсацию частных потерь.

В основном все средства на восстановление выдаются на условиях софинансирования: 50% должны вкладывать сами садоводства. Отмечу, что мы работаем с ними именно как с юридическими лицами. Действительно, чтобы получить средства на восстановительные работы, нужно предоставить пакет документов, но ничего невозможного в этой задаче нет. Во многих садоводствах ее уже выполнили.

В ряде районов, особенно в Приозерском, стихия нарушила практически все электроснабжение. Так, только в одном из садоводств этого района утрачено 24 километра высоковольтных сетей. Эту линию мы сократим до 10 километров, что позволит значительно сэкономить средства. Но, хотя все сметы еще не подведены, уже ясно, что суммы, которые есть в наличии, и суммы, которые требуются для стопроцентного восстановления всех пострадавших от урагана участков, несопоставимы.

Ведутся переговоры с Ленинградской областью, направлены просьбы о поддержке на федеральном уровне. Но, безусловно, дачникам не стоит рассчитывать на то, что кто-либо осуществит за них полностью все восстановление.

↑ Наверх