Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Перворазрядники сыграют с гроссмейстерами

Шахматный блиц «Вечёрки» изменил формат и сроки

Меньше месяца осталось до финала 57-го Открытого чемпионата Петербурга по молниеносной игре в шахматы (по блицу) на призы «Вечернего Петербурга», который состоится в Городском шахматном клубе имени Чигорина 4 декабря (начало — в 15.00).
На сей раз наш турнир посвящается памяти шестикратного победителя вечёркинских соревнований замечательного шахматного мастера и литератора Генриха Чепукайтиса, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.
Кроме того, турнир сменит формат и сроки проведения.

 

 

 


Массовости нашему турниру, который придумали осенью 1954-го гроссмейстер Александр Толуш и журналист «Вечёрки» Валентин Семёнов, придавала формула — она делала его многоступенчатым соревнованием. Прежде сначала проводились районные этапы в шахматных клубах по месту жительства, где шахматисты выявляли своего чемпиона и обладателей «путевок» в следующий раунд; затем — четвертьфинал с участием кандидатов в мастера, полуфинал с участием мастеров и финал — с участием гроссмейстеров, которых приглашали персонально. Эта система позволяла победителю районных первенств — как правило, перворазряднику, выходившему напрямую в финал, — сесть за одну доску с гроссмейстером. Возможность, прямо скажем, была уникальной: гроссмейстеров во всем Союзе было полтора десятка, а шахматистов-любителей — миллионы. И не всегда перворазрядники-блицеры уступали корифеям шахмат: например, однажды Вячеслав Поддубный обыграл в блиц Александра Кочиева, рекордсмена нашего турнира по числу побед (10), а Игорь Шарков — экс-чемпиона мира ФИДЕ Александра Халифмана.
Сотни шахматных энтузиастов собирались поиграть в Городском шахматном клубе имени Чигорина. Играли в главном зале, на балконе и даже на лестнице. А в 1982 году был установлен рекорд массовости — 33 тысячи участников заявились в сумме на отборочных этапах, двигали фигуры в заводских цехах, на спортплощадках, даже в «Катькином садике», который превратился в стадион.
Но теперь система дает сбой. И блицеров появилась уйма, и гроссмейстеров тоже, и многие гроссмейстеры играют «пятиминутки» хуже мастеров или перворазрядников. Нет, к блицу в Северной столице интерес отнюдь не уменьшился: в частности, на мартовском Мемориале Толуша в этом году играли аж 30 команд (около 100 шахматистов) — за последние годы это случилось впервые. А рапид-турниры в клубе «На Петроградской стороне», где несколько лет подряд проводился вечёркинский блиц, собирают по 70 — 80 мастеров молниеносной игры, больше этот клуб попросту не вмещает.
Но собрать в предновогоднюю, последнюю неделю декабря сильный состав участников не представляется возможным: Петр Свидлер, Евгений Алексеев, Никита Витогов и Анастасия Боднарук традиционно выступают в эти сроки в суперфиналах чемпионата России по классическим шахматам, а многие другие мастера — в рождественских коммерческих турнирах за границей.
«Не понимаю, почему очень сильные блицеры-мастера волею формулы турнира оставались «за бортом» финала, а все «сливки» снимали гроссмейстеры, которые в большинстве своем в блиц не играют, — кипятится неоднократный финалист и один из организаторов вечёркинского блица Александр Соцкий. — Надо бы сделать так, чтобы они доказывали свою состоятельность в молниеносной игре в «системе равных шансов».

Итак, 4 декабря в городском клубе имени Чигорина состоится единый Открытый чемпионат, участники которого в 13 туров по швейцарской системе выявят победителей и призеров. 13 туров — длинная дистанция, в которой даже при «швейцарке» (лидеры играют в каждом туре с лидерами, аутсайдеры — с аутсайдерами, но кому-то достаются все-таки соперники послабее, а кому-то везет меньше) фактор риска и случайности минимален. «У гроссмейстеров есть право на ошибку, — убежден в верности схемы Соцкий. — Но сохранится и традиционная непредсказуемость быстрой игры — есть большие шансы на успех и у блицеров-профессионалов с низким коэффициентом ЭЛО в «классических» шахматах».
Причем мужчины и женщины разыгрывают свои призы, что называется, за одной доской. Благо подобная система смешанных соревнований опробована во многих турнирах — в частности, октябрьско-ноябрьском Мемориале Михаила Чигорина.
«Я сама играла в смешанных турнирах, в которых мне намного интереснее — там есть разнообразие, — призналась Ирина Судакова, заместитель исполнительного директора Санкт-Петербургской шахматной федерации. — А то, что там соперники сильнее, — так это и хорошо. Я же очки все равно наберу. А если случаем переиграю гроссмейстера-мужчину — это вдвойне приятно».
Но и районные отборы сохранятся: их победители попадут в единый турнир без каких-либо денежных взносов.
Главное, что на турнире сохранится самый важный принцип — массовости и доступности: соревнования открыты для всех желающих. Мы в этом году рассчитываем на 150 — 160 участников финала.

Подготовил Владислав ПАНФИЛОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх