Первый Чебурашка Советского Союза
27 марта — Международный день театра. Накануне наш корреспондент Антонина Ростовская отправилась поздравить с этим праздником народную артистку России Фаину Костину. У Фаины Ивановны праздник двойной: 25 марта в Театре марионеток имени Деммени состоялся спектакль «Гулливер в стране лилипутов», посвященный 50-летию ее творческой деятельности.
27 марта — Международный день театра. Накануне наш корреспондент Антонина Ростовская отправилась поздравить с этим праздником народную артистку России Фаину Костину. У Фаины Ивановны праздник двойной: 25 марта в Театре марионеток имени Деммени состоялся спектакль «Гулливер в стране лилипутов», посвященный 50-летию ее творческой деятельности. Фаина Ивановна Костина — ученица корифея российского театра кукол Евгения Сергеевича Деммени, за годы служения театру она осчастливила своим веселым талантом миллионы малышей, сыграла для них и Мальчика с пальчик, и Чиполлино, и Лису Алису; Тильтиль, Пиноккио, Маленькую Бабу Ягу, Братца Кролика, Царицу-мачеху, даже… Свинью-копилку!
А самой знаменитой ролью Фаины Ивановны стал Чебурашка в спектакле 1971 года, за него артистка получила почетный титул «Первый Чебурашка Советского Союза».
Чиполлино уже 49 лет
Мы заходим с фотографом в крошечный Театр марионеток имени Деммени: вверх ведет лестница, украшенная разными цветными игрушками. Нам навстречу легко и быстро сбегает по лестнице улыбающаяся Фаина Костина: «Заходите!» Диву даюсь про себя: «50-летие творческой деятельности? Не может быть! Она же бегает по лестнице как девочка!» Мы проходим в артистическую, где актеры готовятся перед выходом на сцену. Фаина Ивановна — в стильных очках, с модной стрижкой — бережно и нежно держит свою любимую куклу — рыжего голубоглазого Чебурашку.
— Фаина Ивановна, а где же все остальные куклы?
— Куклы убираются, потому как они очень ценные! Сейчас в театре идет «Гулливер в стране лилипутов», в котором используются куклы 1928 года! Представляете? Мы возобновили спектакль, который когда-то прошел 3500 раз! Может, вы хотите пройти на сцену? (Летит на сцену в надежде показать нам марионетку.) Смотрите, я беру вагу и управляю куклой. — Ловко управляется с лежавшей до этого на сцене марионеткой, и вдруг спохватывается: — Ой, только не фотографируйте меня сейчас, эта марионетка не моя! Меня лучше сфотографировать с Чиполлино — это была моя первая марионеточная роль. Вы знаете, что Чиполлино уже 49 лет? Давайте я вам покажу самых старых кукол (без промедления идет со сцены в фойе и показывает нам старинных кукол за стеклом).
— Вы прекрасно выглядите, Фаина Ивановна… Что вы для этого делаете?
— Я много двигаюсь на самих спектаклях! «Муха-цокотуха», «Гулливер в стране лилипутов», «По щучьему веленью», «Куклы и клоуны»…
У детей энергии хоть отбавляй! Ты ее получаешь и с удовольствием делишься ею. Когда чувствуешь, что дети сопереживают, чувствуют и понимают, о чем спектакль, — это большое наслаждение. Особенно когда они сидят и (произносит медленно и значительно) слу-ша-ют! Но кстати, по правде говоря, на наших спектаклях дети никогда и не шумели: это уже заслуга режиссера и труппы.
А эта кукла — самая любимая уже много лет.
Как кукла будет горевать?
— Такая детская профессия повлияла на вашу семейную жизнь?
— Дочь ходила на премьеры, ее папа тоже работал в этом театре. Дочке очень нравился «Чебурашка» и еще «Двенадцать месяцев», где я играла Королеву. Повзрослев, она полюбила спектакль «Кукольный город», где у меня была отрицательная роль Свиньи-копилки, отвратительного существа — предательницы. Дочь не стала актрисой, но окончила экономический факультет Театральной академии.
— Вы чувствуете себя хозяйкой куклы или скорее партнером?
— Вообще это огромное наслаждение — когда только от тебя зависит, как кукла будет ходить, какой у нее будет характер, как она будет горевать, принимать решения. Это очень интересно! В нашем театре были и марионеточные спектакли, и ширмовые, и планшетные, здесь можно было найти то, что тебе ближе. Мне повезло: с самого начала у меня было сразу несколько больших марионеточных ролей.
Удивляйтесь, господа!
— Давайте вспомним, как рождался образ Чебурашки.
— Наш директор принес книгу и строго сказал: «Непременно прочтите!» Меня сразу поразил этот персонаж, и вся труппа решила, что он непременно должен появиться на нашей сцене. Мы нашли Эдуарда Успенского и попросили его написать пьесу по собственной книге. Он, правда, сначала сказал: «Я не умею писать пьесы!» — но потом все же написал. В спектакле появился даже новый персонаж, который в книге намечался только мельком. У Шапокляк была крыска Лариска, а наш режиссер очень любил имя Лариса, и ему было жаль девушек с этим именем. И он решил взять вместо Лариски песика Тобика! Так наша Шапокляк стала ходить на поводке с Тобиком.
— Невозможно представить, чтобы человек, столько лет проработавший с детьми, не остался сам в душе ребенком.
— Я до сих пор не перестаю удивляться, а это очень хорошо. И всем этого желаю; если ты еще можешь узнавать новое и удивляться — значит, жизнь продолжается.
Скоро «Ленвест» начнется!
— А какой замечательный, удивляющийся всему был персонаж Веснушка в «Большом фестивале» (популярная телепрограмма для малышей. — Прим. ред.)…
— Андрюша Князьков и Ричард Богуцкий — это была чудесная компания. Мы работали вместе около 15 лет. А вышли эти персонажи из «Мультлото». Позже появился Хоха, Башмак.
— По-моему, это был кед…
— В те годы, помню, ехала в метро и услышала от мальчишек: «Слушай, давай поторопимся, а то уже скоро «Ленвест» начнется». Тогда это была модная обувная фирма…
— А с каким персонажем вы больше всего себя ассоциируете?
— Это Маленькая Баба Яга, драматическая роль, причем в развитии. Существо, рожденное для зла, один раз сделав доброе дело, уже не могло поступать иначе. И «Лев ушел из дома»… Когда я играла Льва, мне говорили, что я сама становлюсь на него похожей.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Подмостки Искусство Интервью Дети
Важно: Правила перепоста материалов