Петербург — Пермь: разговоры у моста
Представители пермской и петербургской культуры официально объявили о начале проекта «Культурный мост «Петербург — Пермь» на пресс-конференции в Лофт Проекте «Этажи».
Представители пермской и петербургской культуры официально объявили о начале проекта «Культурный мост «Петербург — Пермь» на пресс-конференции в Лофт Проекте «Этажи».
Министр культуры Пермской области режиссер Борис Мильграм, основатель музея современного искусства «ПЕРММ», влиятельный культуртрегер и галерист Марат Гельман — со стороны гостей, а с петербургской стороны — председатель комитета по культуре Антон Губанков обрядились в футболки с эмблемой проекта и смотрелись в президиуме как единая команда.
Мост «Петербург — Пермь», совместные проекты, или, как выразился г-н Мильграм, «культурные удары друг по другу», безусловно, способны расширить культурное пространство внутри страны, привлечь к нему внимание, доказать его значительность. Но это в том случае, если деятели культуры сговорятся действовать сообща и выработают единую этическую программу (единства в эстетике, как известно, существовать не может).
Пока же пермская культурная революция хоть и изрядно впечатляет, но и настораживает нереальными темпами роста: в прошлом году там прошло 9 фестивалей, в этом запланировано 13; Марат Гельман при материальной поддержке местного губернатора и наверняка Москвы рулит процессом, скупая произведения современного искусства, возводя на пустом месте хоромы с культурным наследием; в пространстве города работают фестиваль «Новая пьеса» Михаила Угарова и выездная площадка московского экспериментального театра «Практика» Эдуарда Боякова. И это лишь одна десятая часть той новизны, что обрушилась на тихий доселе провинциальный город с немногими святынями.
Гельман намерен открывать новые площадки и развивать уличное искусство. Петербург силен традициями, Пермь надеется взять актуальностью и «экстремистским» запалом, бросает вызов Петербургу, именуя себя «культурной столицей». Петербург не прельщает состязательная функция, он отвечает величественными, фундаментальными проектами, которые возникли не вдруг, смогли укорениться даже на нашей болотистой почве и давать стабильные плоды. Как, например, фестиваль «Early music» под руководством Андрея Решетникова, который, в частности, высказался на пресс-конференции в том духе, что проекты, подобные пермскому, ведут к истончению культурного слоя и могут оказаться той вспышкой фейерверка, после которого все здание взлетит на воздух.
Впрочем, одно высказывание Марата Гельмана возражений не вызвало ни у кого — мысль, что культура должна выполнить роль социального антидепрессанта. Но тут уж точно на первый план должны выйти не личные амбиции деятелей, а их гуманистический настрой.
Метки: Музейное дело Путешествия Искусство
Важно: Правила перепоста материалов