Петербург: взгляд дизайнера
Известный не только в России, но и во многих других странах мира дизайнер-декоратор Андрей Дмитриев, как никто другой знает, что окружающая человека обстановка говорит о нем много.
Известный не только в России, но и во многих других странах мира дизайнер-декоратор Андрей Дмитриев, автор интерьеров многих фешенебельных ресторанов, частных квартир и выставок, как никто другой знает, что окружающая человека обстановка говорит о нем много. Редко бывая в Петербурге из-за многочисленных рабочих поездок, Андрей Дмитриев тем не менее следит за обликом любимого города. И далеко не все нравится ему с эстетической точки зрения. Возможно, что как комната говорит о ее хозяине, так и улицы Петербурга говорят об управляющих им чиновниках.
— Такое ощущение, что люди совсем не понимают, что делают, — говорит Андрей Дмитриев. — Здания Новой Голландии очищают пескоструйным способом. Это навредит постройкам XVIII века, их надо отмывать водой! К тому же вырубают деревья. Вообще такое впечатление, что из Новой Голландии хотят сделать Диснейленд. У нас уже погиб Ораниенбаум: в Китайском павильоне разбили статуи, уничтожен тонкий слой мрамора Катальной горки. Мне даже не хочется больше туда ездить, все погибло. Наши памятники ждет печальная участь, через десять лет город может потерять свою психологическую притягательность, атмосферу да и перестанет быть привлекательным для туристов.
Андрей Дмитриев считает, что за свою жизнь лучшие реставрационные работы ему довелось видеть во Флоренции — по его словам, там никогда не почувствуешь, глядя на старинное здание, что реставрация вообще была. У нас же с начала 90-х годов все стремились делать «идеально», отчего «довели качество дерева до качества пластмассы». Старинное обаяние построек просто терялось после тщательной, подчас топорной реставрации. Г-н Дмитриев показывает фотографию стола, который сделал сам для своей квартиры: использовав случайно найденную на помойке часть антикварного стола, он покрыл ее стеклом и приделал ножки.
— Я это называю «антиквариатом будущего», — говорит он. — Таких старинных вещей осталось очень мало, приходится дополнять их современными.
Чем-то вызывает этот стол ассоциации с петербургскими старинными зданиями с красивыми окнами, арками, лепниной, которые надстраивают современными стеклянными мансардами. «Вечёрка» поинтересовалась у дизайнера, в чем он видит причину этой дикой моды на «стеклянные гробы».
— Люди хотят получить вид, — отвечает г-н Дмитриев. — Вообще-то есть много других способов это сделать, но почему-то выбирают именно этот.
Вот такой получается у современных собственников отелей и ресторанов со стеклянными надстройками, не соответствующими облику исторического здания, «эстетический эгоизм». Вид изнутри волнует их больше, чем вид, портящий из-за этих пристроек панораму города.
Да и искреннее стремление украсить город, на взгляд Андрея Дмитриева, в Петербурге не всегда удается воплотить. Например, ночная подсветка.
— Мне нравится, как подсвечены Исаакиевский собор, Русский музей. А вот многие другие здания и мосты — совершенно безобразно. Дело в том, что источник света не должен быть виден. А там же — совсем наоборот: эти лампы просто бросаются в глаза! Я считаю, что есть вкус и есть его отсутствие — третьего не дано. Это как, играя на скрипке, извлекать из нее только правильные, нужные звуки.