Петербургский театр помолодел лет на тридцать
Стартовый период работы Лаборатории молодых режиссеров «On.театр» в значительной мере изменил собирательный образ петербургского театра: он не только помолодел лет на тридцать, но и обрел перспективу.
Стартовый период работы Лаборатории молодых режиссеров «On.театр» в значительной мере изменил собирательный образ петербургского театра: он не только помолодел лет на тридцать, но и обрел перспективу. За первым этапом жизни проекта вот-вот последует второй — ради него и собрали пресс-конференцию в Театре им. Ленсовета, где лаборатория базируется.
Великолепная четверка
Ей-богу, ни с чем не сравнимое удовольствие наблюдать, как чиновник, директор театра, продюсер и режиссер вместо того, чтобы олицетворять собой известную басню Крылова, дуют в одну дуду, да еще и с неподдельным интересом. Речь — о председателе комитета по культуре Антоне Губанкове, директоре Театра им. Ленсовета Валерии Градковском, инициаторе проекта Милене Авимской и главном режиссере названного театра Гарольде Стрелкове. Каждый из них считает лабораторию своим детищем — исключительным и многообещающим — и готов холить и лелеять его по мере возможностей, предоставляемых служебным положением. А за круглым столом, в форме которого проходило на сей раз собрание прессы, четверо участников напоминали добрых фей, что в известной сказке Шарля Перро щедро одаривали новорожденную принцессу. Г-н Губанков пообещал устойчивую поддержку «комитета по культуре в его нынешней конфигурации», площадку на Народной, 1, откуда вот-вот выедет в новое здание Театр «Буфф», а кроме того, в очередной раз настойчиво рекомендовал руководителям проявить интерес к проекту.
Молодую режиссуру (а вовсе не «новую драму», по опыту Москвы) нынешний культурный управляющий склонен воспринимать как единое движение — и в прозорливости ему не откажешь.
Г-н Градковский пообещал площадку внутри театра — маленькую, но намоленную, ту, где в последние несколько лет работал Небольшой драматический театр Льва Эренбурга, и посильную помощь в организации второй Молодежной театральной режиссерской лаборатории, намеченной на апрель. Если же Малая сцена к тому времени все еще будет на реконструкции, уточнил директор театра, то фестиваль все равно пройдет — на Большой.
Г-н Стрелков пожелал собравшимся удачи и единения. А Милена Авимская сообщила о, надо признать, грандиозных планах на грядущий сезон.
Взгляд назад
Напомню, что идея лаборатории родилась у Милены в процессе работы над диссертацией, когда в поисках статистических данных она наткнулась на шокирующие цифры: из всех молодых режиссеров, выпустившихся из театральных вузов обеих столиц, трудоустроены (то есть работают по трудовой книжке) только трое. От теории до практики оказалось вовсе не так далеко, как многие (в том числе и ваш корреспондент) считали. За пару месяцев возникла команда, официально именующая себя Молодежным центром театрального и киноискусства «МИГ». Она разыскала в Петербурге невостребованных режиссеров в возрасте до 35 лет, предложила им на чистом энтузиазме поработать над современными пьесами — и получила на выходе девять (из девятнадцати показанных эскизов) качественных работ. А это означает еще и девять режиссерских имен, в одночасье ставших широко известными в узких кругах. В городе, где молодым считается режиссер Андрей Могучий, который в обозримом будущем отметит полувековой юбилей, такой результат — просто-таки прорыв. Но это, как выяснилось, только начало.
Программа-максимум
В новом театральном сезоне у лаборатории появится репертуар, состоящий из тех самых лучших спектаклей и нескольких работ, родившихся вне проекта, но усилиями именно молодых постановщиков.
Показывать премьерные работы будут по выходным на Малой сцене Театра им. Ленсовета с конца августа по декабрь. В феврале 2010 года стартует дочерний проект режиссерской лаборатории — Молодежная драматургическая лаборатория «On.драма». Вторая волна режиссерских опытов прокатится по какой-то из сцен Театра им. Ленсовета, как уже говорилось, в апреле. Наконец, на октябрь в Петербурге намечен Всероссийский театральный фестиваль молодых режиссеров. Это не говоря о том, что спектакли, созданные в лаборатории, приглашены на самые значительные фестивали страны — прежде всего на екатеринбургский «Реальный театр» и петербургский «Балтийский дом».
Если все эти проекты будут реализованы (а сомневаться в продюсерских способностях Милены Авимской повода до сих пор не было), молодая петербургская режиссура приобретет характер даже не просто движения, а массированной атаки на дремлющий сном почетного пенсионера городок. И разговор этот не о театральных интригах, а об остром дефиците актуального искусства и сильных зрительских впечатлений (особенно для молодых зрителей), который имеет все шансы быть восполненным. Валерий Градковский, например, уверяет, что на спектаклях первой лаборатории в апреле 2009 года наблюдался тот же приток публики, что и на спектаклях с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым в начале 2000-х. Стало быть, лед и впрямь тронулся.