Петербуржцы задают свой стиль не только в управлении, но и в жизни
Бывший глава комитета по законодательству в ЗакСе, а теперь сенатор Виктор Евтухов всегда стоит на защите интересов нашего города и его жителей как по велению души, так и по должности: ...
Бывший глава комитета по законодательству в ЗакСе, а теперь сенатор Виктор Евтухов всегда стоит на защите интересов нашего города и его жителей как по велению души («Петербург для меня — город всей жизни»), так и по должности: он работает представителем правительства Петербурга в Совете Федерации (в Комитете по конституционному законодательству). Виктор Леонидович родной город не забывает: приходит на заседания парламента в Мариинский дворец, присутствует на заседании правительства Санкт-Петербурга, посещает благотворительный аукцион, где продают картины знаменитостей, написанных в рождественские дни... Словом, участвует в жизни города, чтобы чувствовать пульс Северной столицы.
Россия собирает соотечественников
— Виктор Леонидович, как вас встретила Москва?
— Тепло. Все-таки в кругу моего общения в столице преобладают петербуржцы. Это еще раз подтверждает, что сейчас в России реализуется новопетербургский период истории. Многие ключевые посты занимают выходцы из нашего города. Можно сказать, что существует некое петербургское сообщество, которое задает свой стиль не только в управлении, но и в жизни. В порядке вещей, когда руководитель знает несколько языков и на международных встречах общается без переводчика, когда топ-менеджеры имеют несколько высших образований и научные степени. При этом они ведут здоровый образ жизни, поддерживая себя в спортивной форме. Мне думается, Петербург привнес в политическую жизнь страны не только мощную модернизационную и интеллектуальную составляющие, но и уважение к чужому мнению, политкорректность. Петербургская ментальность традиционно тяготеет к европейской и отличается склонностью к упорядочиванию, к интеллигентной иерархичности.
— А какие новые инициативы на повестке дня?
— Сейчас в разработке находится мой проект о соотечественниках, и в ближайшее время я его буду вносить в Госдуму. Это связано с тем, что экономика России, которая восстанавливается после кризиса, требует значительных человеческих ресурсов. А между тем российские демографы предупреждают, что в ближайшее время возникнет дефицит трудоспособного населения в стране и этот дефицит будет нарастать. Уже сейчас численность экономически активного населения составляет около 55% от общей численности россиян, и я думаю, что правительством сейчас будут приняты меры по повышению рождаемости. Однако эти меры — для долгосрочной перспективы, и очевидно, что сейчас наши усилия должны быть направлены на привлечение русскоговорящих соотечественников из ближнего зарубежья, которые хотели бы стать гражданами России. Кстати, в прошлом году на Конгрессе соотечественников президент Дмитрий Медведев сказал, что сейчас очень нужен их интеллектуальный и профессиональный потенциал. И могу сказать, что российские власти уже стали привлекать в страну квалифицированную рабочую силу: в 2006 году была принята Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Но результаты оказались не очень впечатляющими: приехали 17 тысяч человек, при том что ожидали 300 тысяч. По мнению экспертов, многие соотечественники не участвовали в программе, потому что не готовы к радикальным переменам в своей жизни, которые им сулит переезд в нашу страну. Многие потенциальные переселенцы не могут переехать без четкого понимания, где они будут работать, жить, получать медицинскую помощь. Главная наша проблема — это рутинное оформление документов, бюрократические проволочки, которые останавливают людей. Надо разработать меры, которые позволяли бы привлекать соотечественников в Россию вначале без перемены гражданства, — ввести некую промежуточную стадию. Тогда люди смогут познакомиться с условиями труда, подобрать подходящую работу и принять решение: а надо ли мне менять гражданство и переезжать навсегда? Поэтому предлагается менять федеральное законодательство в плане миграционной политики, квотирования рабочих мест. Мною уже подготовлены такие изменения.
Петербургским монастырям необходим особый статус
— Вы 10 лет проработали в ЗакСе и стали одним из самых инициативных депутатов, в частности ваша инициатива — присвоение Новодевичьему монастырю особого статуса...
— Да, этот законопроект находится на стадии разработки — еще предстоят согласования, но мы его обязательно доработаем. Я считаю, что монастырю необходимо присвоить особый статус, ведь это не только культовое учреждение, но и лицо Петербурга. Исторически у этого памятника сложилась такая биография, что ему необходимо дать особый статус. Вообще статус всех монастырей в Петербурге, на мой взгляд, должен быть определен отдельным законом.
— Не секрет, что Петербургу не хватает средств, чтобы привести все исторические памятники в порядок. Есть мнение, что поправит дело туристический налог — city-tax, когда с туристов, останавливающихся в питерских гостиницах, будут взимать один-два евро на реставрацию памятников...
— Полностью поддерживаю эту идею. Правда, для введения туристического сбора нужно будет приложить много сил. А именно: внести изменения в федеральное законодательство — в Налоговый кодекс. Сity-tax будет взиматься с иностранца при поселении в гостиницу и расходоваться на развитие туристической привлекательности города (материал, посвященный введению туристического налога, читайте в одном из ближайших номеров «ВП». — Прим. ред.). К сожалению, введение дополнительных налогов и пошлин — это прерогатива федеральных властей. На уровне города власти самостоятельно не могут ввести дополнительные налоговые нагрузки, как бы невелики они ни были. Я готов взять на себя инициативу и направить в Государственную думу соответствующий законопроект, который сейчас мы разрабатываем совместно с комитетом по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга. Однако надо понимать, что в лучшем случае он будет принят в течение года. Но игра стоит свеч. По данным Российского союза туриндустрии, ежегодно Северную столицу посещают около 2,8 миллиона туристов. Если с каждого собрать по 2 евро, то получится 5,6 миллиона. И это только за один день пребывания! Эти средства пойдут на конкретные цели — восстановление архитектуры, защиту памятников, развитие туриндустрии.
Выбираем лица Северной столицы
— Вот вы назвали Новодевичий монастырь лицом Петербурга. А как поживает проект «Лица Северной столицы», идею которого — выбрать лучших петербуржцев, чтобы молодежь узнала о тех, кто своими делами улучшил биографию нашего города, — одно время вы сильно продвигали?
— Разработка сайта легла на плечи Балтийского информационного агентства, с которым мы совместно организовывали и проводили этот проект. Насколько я знаю, дизайн уже сделан и в ближайшее время сайт появится в Сети, а значит, скоро начнется процесс голосования. И петербуржцы смогут выбрать лица Северной столицы.
— Виктор Леонидович, близится День защитника Отечества. Вы сами служили в армии — наверняка было всякое на службе... Как думаете, введение института военного духовенства искоренит дедовщину?
— Появление военных священников — это возрождение традиций русской армии. «Бог нам — генерал, от него Победа» — известные слова Суворова. Перед любыми сражениями священники обязательно благословляли русское воинство. И не зря ведь говорят, что на войне неверующих не бывает. В сложных военных или полевых условиях солдатам нужно чувствовать духовную поддержку. Служба в армии всегда сопряжена с объективными трудностями и опасностью. Одних они закаляют, другие, не найдя в себе сил, сдаются. В такой момент как никогда доброе и заботливое слово священника просто необходимо. Может быть, именно оно и убережет человека, даст силы и не позволит озлобиться. Старая армейская воспитательная система политработников ушла, а офицеры порой просто не знают, что сказать солдатам. Вот они и оказываются предоставлены сами себе. Те вопиющие случаи дедовщины, которые потрясают наше общество, лучше всего иллюстрируют известные слова Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». Кстати, я считаю, что существование военного духовенства не нарушает принципа отделения церкви от государства. Даже в странах с самым жестким отделением церкви от государства есть военные капелланы. Они есть в США и практически во всех странах с христианской традицией.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Совет Федерации Законодательство Соотечественники
Важно: Правила перепоста материалов