Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Петропавловка открывает «тайные комнаты»

Затем здесь устроят первый Музей российских денег

Александр Калякин, директор Музея истории Санкт-Петербурга, любит сравнивать Заячий остров с большой питерской коммунальной квартирой. Здесь, на территории 750 на 400 метров, сосуществуют соседи самого разного нрава: музейщики и монетчики. Комнаты первых — проходной двор, комнаты вторых — запретная зона. Монетный двор, основанный указом Петра I в 1724 году и исторически располагающийся в Петропавловской крепости, издавна занимал до трети ее «жилплощади» — недоступной посетителям Петропавловской крепости. Главный корпус перед Петропавловским собором был не единственным историческим зданием этого промышленного предприятия.



Обидно, что такие замечательные памятники XVIII века, как Головкин бастион и кавальер Анны Иоанновны знаменитого архитектора Доменико Трезини, спрятаны от людей, говорили еще несколько лет назад музейные работники. И добавляли: пока эти помещения принадлежат Монетному двору, они недоступны и для реставрации.
В 2007 году из крепости начали выводить некоторые вспомогательные службы и склады Монетного двора. От оборудования, складов с монетными заготовками, запчастями и материалами были освобождены Дом фондовых капиталов, кавальер Анны Иоанновны (Аннинский) и помещение ремонтного цеха в Кронверкской куртине. Федеральное предприятие «Гознак», в которое входит Монетный двор, начало реставрацию этих по-прежнему принадлежащих ему сооружений. В проект, заказанный специалистам петербургской «Ленпроектреставрации», было инвестировано более 508 млн. рублей.
На прошлой неделе «Гознак» предъявил городу результат реставрации: для посетителей открылась наконец территория за Великокняжеской усыпальницей.
— Поднимайтесь по аппарели, — напутствовали журналистов «Вечернего Петербурга» представители Монетного двора. — Будете первыми, кто увидит панораму города с этой точки.
Метель и начинающиеся сумерки не помешали нашему фотографу Наталье Чайке снять вид на Петроградскую сторону, открывающийся с новой смотровой площадки. Нестандартный, как и вид на Петропавловский собор и на усыпальницу. Однако теперь такой ракурс съемки не эксклюзивен: любой сможет его повторить, поднявшись по ступенькам деревянной лестницы, переброшенной по отреставрированной аппарели, — она и ведет на площадку Головкина бастиона. Реставрацию самого бастиона «Гознак» обещает завершить в наступающем году.
2011 год называется и сроком реставрации Аннинского кавальера. Сейчас же для публики открылся Дом фондовых капиталов. Здание, по мнению экспертов, представляет собою «типичный образец утилитарного казенного сооружения». Его построили в 1843 — 1844 гг. для хранения монет и слитков. После реставрации здание предстало как выставочное.
— Это первый этап плана по созданию в Петропавловской крепости Музея истории российских денег, — сообщил на церемонии открытия Аркадий Трачук, генеральный директор «Гознака».
— В городе появились дополнительные выставочные площади, — похвалил председатель городского комитета по культуре Антон Губанков. — А первый музей российских денег станет одним из самых интересных в Петербурге.
По сути музей уже существует — но его коллекции находятся на закрытой для публики территории Монетного двора. Сейчас скромную часть музея можно увидеть в Доме фондовых капиталов. Банкноты, монеты, бумаги государственной важности — их выпускает «Гознак». Сам Монетный двор имеет дело только с металлом: монетами, медалями, жетонами — практически любой геометрической конфигурации и массы, подчеркивают его сотрудники.
С одним из них «Вечерний Петербург» как раз и познакомился в залах будущего музея, где также открыли выставку работ художников Монетного двора, выполненных «для души». У сельских пейзажей Руси с ее покосившимися избами мы услышали:
— А это мой родной дом, в сибирской деревне Большая Бакланово. Да, именно так — большая, но Бакланово.
Александр Бакланов, главный художник дизайнерского центра «Гознака», оказался автором всех последних российских монет — образца 1997 года.
— Что-то к десятирублевке новой трудно привыкнуть, — посетовали журналисты. — Мелкая какая-то монета получилась…
— Зато самая защищенная, — возразил Александр Васильевич. — У нее защитный слой внутри нуля. Видите, мерцает?
— А из чего он состоит?
— А это секрет, — не выдал государственную тайну уроженец сибирского села Большая Бакланово.

Алла РЕПИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх