Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Петровский док ждет решения своей судьбы

В Кронштадте появЯтся уникальный музей кораблей и рекреационная зона


«…Оное строение, которое не токмо в предприятии с лучшими древними делами в первенстве спорить может, но по годности и в пользе оных далеко превосходит, а ныне во всем свете одно находится» — так писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» в октябре 1752 года о Петровском доке в Кронштадте.
Когда-то это было передовое по технической мысли сооружение, но до сих пор Петровский док и огромный доковый бассейн способны удивить масштабами. Возможно, в ближайшем будущем судьба их круто изменится и в Кронштадте появится уникальное место — музей кораблей, корабли-гостиницы, смотровая площадка, с которой откроется вид и на рукотворный бассейн, и на Летний кронштадтский сад. А в самой чаше бассейна появится фонтан.
Пока еще рано говорить о сроках и объеме необходимых средств. Но на днях в ходе объезда социальных объектов Кронштадта губернатор Петербурга побывала и на крутом берегу бассейна, осмотрела заброшенный док.
Петровский док находится на территории и в ведении ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод», но никак не используется. По бокам ржавеют старые краны. Губернатор поручила провести благоустройство территории, краны разберут на металлолом. А вот собственно проекты музея под открытым небом и рекреационной зоны должны появиться уже весной. К 2013 году эта территория должна быть приведена в порядок — ведь в этом году состоятся торжества, посвященные столетию Кронштадтского морского собора, до которого от докового бассейна рукой подать.
Петровский док строился по Указу Петра Первого в 1719 году. Кстати, строительство было весьма непростым — мало того что строили в основном вручную, так еще пришлось снести около 140 домов. Конечно, в империи по этому поводу никто и пикнуть не смел, но сама цифра впечатляет.
Петр не увидел завершения этого грандиозного проекта — комплекс открыли лишь в июле 1752 года — императрица Елизавета Петровна сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нем могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов.
Именно здесь была применена впервые в России паровая машина для откачки воды из дока, до «парового чуда» воду откачивали тоже весьма оригинальным способом — с помощью ветряных мельниц.
Интересно, что через док-канал переброшен единственный в Кронштадте разводной мост, построенный в 1850 году. Механизм моста был создан так просто, что разводка его легко осуществлялась четырьмя рабочими за 2 — 3 минуты.

Галина АРТЕМЕНКО
Фото автора

↑ Наверх