Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Письма, приносящие счастье

Не знаю, как других гостей, а меня обуревало недоумение, когда несколько дней назад я оказался в Центральном музее связи. Там открывали международную рождественскую выставку «Мэйлартиссимо-2009».

Не знаю, как других гостей, а меня обуревало недоумение, когда несколько дней назад я оказался в Центральном музее связи. Там открывали международную рождественскую выставку «Мэйлартиссимо-2009».

Потому что, признаться, я шел туда, очень слабо представляя, что именно увижу и о чем тут вообще писать. Мэйлартиссимо какое-то... А вот у других гостей вид был настолько искушенный, такими понимающими улыбками они обменивались, что мне сделалось стыдно. Видно, только я был не в курсе.

Взглянешь на стенды — вроде бы какие-то картиночки. Подойдешь поближе, вглядишься повнимательней — да это открытки. Или что-то вроде. Какие-то коллажи, картонки, и все — заклеенные марками и проштемпелеванные. Ну хорошо. Что же это из-за коллажей такой шум?

Не фюмаж и не декупаж

Искусствовед Андрей Дьяченко немножко ввел меня в контекст.

— Я ничего не слышал про мэйл-арт. А получается, это популярное направление...

— Понимаете, если брать классику — Шишкина, Репина; портрет, пейзаж, фреску, мозаику — тут мэйл-арт может отставать по популярности. Но есть набор современных художественных направлений. Среди них мэйл-арт занимает очень значительное место. Можно его сравнить с каким-нибудь скрэп-артом — искусством, созданным из мусора, из макулатуры, металлолома или из картонок для яиц. Еще бывает художественное закопчение предметов — фюмаж. Декупаж — искусство вырезания из бумаги. Булетизм — стрельба по холсту пульками с краской. Или хоум-арт — искусство, создаваемое дома. Это когда пишут письмо из спальни в гостиную...

— Ну это точно как в мультике про Простоквашино. Там, где «он нам фигвамы рисует».

— Может быть.

За окончательными объяснениями я подошел к куратору выставки Светлане Серебряковой.

— Объясните, пожалуйста: в конце концов, что такое мэйл-арт? Я ничего не понимаю.

— Мэйларт — это «искусство по почте». Примерно 60 лет тому назад его придумал Рэй Джонсон, американский художник-провокатор. Это он так прикалывался, по-доброму. Посылал своим друзьям обрывки коллажей. Друзья стали посылать что-нибудь в ответ. И выросла целая мэйл-артистическая сеть.

Сейчас это, наверное, тысяч 30 людей по всем странам. Человек сооружает нечто, чаще всего это коллаж. И отправляет по почте в открытом виде, кому хочет. Вот так и перебрасываются между собой такими вот авторскими почтовыми карточками. Или не карточками — да что угодно это может быть. Хоть вышивка.

Вообще мэйл-арт создан как позитивный противовес официальному искусству — музеям, галереям... Тут полная демократия.

— А как же тогда в Музее связи оказалось столько писем?

— Просто нам их присылают, мы включены в эту сеть. Те работы, что у нас сегодня выставлены, мы получили из 25 стран к 150-летнему юбилею Александра Степановича Попова.

— А еще что можно увидеть на выставке?

— Еще у нас открылась персональная выставка грузинского художника Михаила Шенгелия. Там не открытки, а настоящие картины, на подрамниках.

— Их вам тоже отправили по почте?

— Нет, но там уже есть нарисованные строки «куда» и «кому». По идее можно купить такой холст, вписать имя и адрес счастливчика, наклеить марки и отправить. Может быть, даже и дошло бы.


Ювелирная шкатулочка «Жук» (Р. В. Гриценко, 2008) — только оболочка для подлинного сокровища: марок.


Мэйлартисты внутрисемейные и мирового масштаба

— А в России сколько мэйлартистов?

— В России — не так много. Вот вам живой мэйлартист — например, фотограф Юрий Молодковец.

Бородатый мужчина художественного вида, услышав свое имя, подошел и присоединился к беседе.

— Мэйлартистов вообще по пальцам руки пересчитать можно. Флоренский, я... Ты мэйлартист? — обратился он к проходящему мимо другому господину, который оказался фотографом Дмитрием Горячевым.

— Я? Нет.

— Флоренский разве мэйлартист? — задумалась куратор.

— Вообще-то я мэйлартист, — заявил Дмитрий Горячев, подумав.

— Как это Флоренский не мэйлартист? Он четыреста писем вам подарил! Как ты это определяешь?

— Флоренский — мэйлартист внутрисемейный.

— Получается, — заключил Юрий Молодковец, — если автор посылает что-то человеку, с которым он не состоит ни в родственных, ни в каких-нибудь коррупционных связях, — он мэйлартист. А если послал кому-то внутри семьи — это просто декоративная открыточка. Жесткий подход, но в нем есть своя логика. Я работаю именно так.

— А вы когда этим занялись?

— Году в девяносто пятом. Всех петербургских мэйлартистов в это дело вовлек Толстый — Владимир Котляров. Это человек, который входит в тройку самых известных мэйлартистов в мире.

Мэйларт ведь существует давно, и раньше был таким: художники сами изготовляли штемпеля, марки, делали с их помощью работы и показывали на выставках. Толстый вмешался в этот процесс и сказал: «Нет. Я считаю, что мэйларт — это когда создаешь произведение искусства и реально отправляешь кому-то по почте». Часть мэйлартистов так и стала поступать. Остаются, конечно, и те, которые сидят у себя в мастерских, а потом приносят в галереи готовые произведения. Это, на мой вкус, немножко заунывно. Не вдохновляет.

— А какие у вас работы?

— Здесь есть мои мэйл-арты? — спросил Юрий у Светланы.

— А как же! Три штуки.


У Михаила Шенгелия на картинках — все просто. Вот — нефть, а вот — хозяин нефти.


Главное — чтоб руки не дрожали

— Слушайте, оказывается, я участвовал в этой выставке! Я и забыл... Ситуация, в общем, такая. Я был на Филиппинах. Взял картонки. Наклеил местные марки художественным порядком. ВИ написал, что это все — в Музей связи. Они дошли, как видите. На самом деле я и сам эти мэйл-арты вижу в первый раз с тех пор, как отправил.

— А то, что они ободрались несколько по дороге, — вас не смущает?

— Вот и филиппинцу-почтальону было очень сложно объяснить, что упаковывать не надо. А тут так: кто-то часть марок оторвал — стало красиво. От веточки листики отвалились — тоже стало красиво. Важен процесс переправки письма. Смысл в том, что ты сделал произведение искусства, отдал его в жизнь. А жизнь уже вносит свои коррективы. Начиная хотя бы с того, что почтальон начинает бить по ним штемпелем как ему заблагорассудится. Потом это в мешке все трясется, ломается, пачкается.

— Текст тоже может быть включен в мэйл-арт?

— Естественно. Толстый мне присылает такие письма: подрамник с натянутым холстом, исписанный очень тонкой вязью: это цитата из Библии, из Псалмов Давида. Тут нужно не бояться открытости, потому что такое письмо, естественно, люди прочитают на каждом этапе. Любой почтальон тут же покажет его еще десяти зрителям. А в современном искусстве это ценно.

— Доходят стопроцентно. И даже быстрее, чем обычные письма. Почта чувствует, что это что-то важное для нее. Тут даже объяснять ничего не надо. В Париж мэйл-арты доходят за три-четыре дня. Хотя обычный конверт идет недели две.

— На почте, наверное, думают, что это шпионские кодировки...

— На почте прежде всего думают, что ты сумасшедший человек. Но если ты отправляешь мэйл-арт со спокойным лицом, они успокаиваются и спокойно все у тебя принимают. Главное — держать лицо. И чтоб руки не дрожали. Как будто ты это делаешь каждый день, просто в других отделениях. Тогда почтовый работник видит, что дело привычное, и тоже ведет себя спокойно.

— Вообще это похоже на запускание бумажного самолетика или кораблика в ручье...

— Или бросание бутылки с письмом в море. В детстве через такое, наверное, многие проходили. То самое чувство.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх