Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Пить по-питерски

Правительство РФ объявило декаду борьбы с алкоголизацией россиян. К 2020 году количество потребляемого в России спиртного должно сократиться более чем в два раза. Достичь желаемого предполагается ограничением рекламы горячительного, ...

Правительство РФ объявило декаду борьбы с алкоголизацией россиян. К 2020 году количество потребляемого в России спиртного должно сократиться более чем в два раза. Достичь желаемого предполагается ограничением рекламы горячительного, введением уголовной ответственности за рецидивы нарушений в сфере производства и оборота алкоголя, ценообразованием на алкоголь и созданием условий для здорового, культурного образа жизни. В Петербурге придется бороться с особой, скрытой алкоголизацией всех слоев общества.


Подзаборные пьяницы — лишь верхушка айсберга.


Кавалеры — до дна, дамы — втихаря

— Сударыня, можно вас спросить? — пробормотал субъект, подваливший на выходе со станции метро «Новочеркасская».

Любой сударыне известно, ради чего ее окликают на улице. Не ради красивых глаз. И не в поисках пути в библиотеку — ради денег:

— Десяточки не найдется?

Вот с помощью таких субъектов, сигнальных маячков, корреспондент «Вечернего Петербурга» и нашла путь к искомому месту — затерявшемуся во дворах улицы Стахановцев межрайонному наркологическому диспансеру. Помятых субъектов на улице было заметное множество — невзирая на полуденный, рабочий час.

— Это только верхушка айсберга, — заметил Валерий Кричевцов, психиатр-нарколог и заместитель главного врача по реабилитации. — Алкоголизм, бросающийся в глаза. На деле его, скрытого, в городе еще больше.

Валерий Леонидович знает, что сейчас, в отличие от предыдущих десятилетий, пьющих людей в Питере сильно прибавилось:

— Раньше, — говорит он, — все-таки более простое население пило. Рабочий класс. Теперь втянуты все слои, вплоть до домохозяек.

Психиатр-нарколог рассказывает о расползшемся алкоголизме, называемом также бытовым пьянством:

— Это психологическая зависимость, не осуждаемая обществом. Когда человек не может какие-либо общественные мероприятия провести, не употребляя алкоголь. Встретиться с друзьями или сходить в баню без пива, пойти за грибами без ста граммов. В бизнес-сообществе, где сплошные стрессы, многие дела решаются именно за рюмкой, за столом. Затем из ритуала это превращается в болезнь. Особенно скрытно алкоголизация происходит у дам.

Домохозяек в городе резко прибавилось. Они спасаются от бытовой рутины и бездушия мужей пивом и легкими напитками.

— Причем, — комментирует Валерий Кричевцов, — активно это скрывают. На приеме смотришь — она уже хорошая пьяница. Спрашиваешь, сколько ж ты, миленькая, в день выпиваешь? Она: чуть-чуть. И муж с родственниками тоже полагают, что она уже 10 — 15 лет «чуть-чуть», пока у нее не разовьется белая горячка. Почему ученые мужи и говорят, что женский алкоголизм трудноизлечим — потому что с ним обращаются невероятно поздно. Он тихий, аутичный, сам с собой.

Если мальчик любит пиво и какой-то порошок

Подростковый алкоголизм — то, с чем прежде также встречались нечасто. Сейчас в городе есть 16-летние подростки с алкоголизмом — начавшие пить в 7 — 8 лет. Родители не обращают внимания на то, что если в их семьях были даже прадедушки или прабабушки алкоголики, то вероятность развития алкоголизма у подростка очень велика. Что, если такое чадо начало выпивать в 12 — 14 лет, к 25 годам оно станет алкоголиком.

Кроме алкоголизации отпрыска родители пропускают мимо и его начавшуюся наркоманию.

— Если ребенок стал раздражительным, вечно уставшим, грязноватеньким, если меняется его поведение, появляются не знакомые прежде друзья, звонки от неизвестных людей и вещи у него стали пропадать, а сам он влипает в разные темные истории — повод для тревоги, — объясняет психиатр-нарколог.

В аптеках продаются политесты на 5 групп наркотиков — следует открыто предложить ребенку пройти эти тесты, говорят специалисты. Мол, у родителей есть опасения, хотят развеять. Если ребенок отказывается — в 100 процентах случаев он уже употребляет наркотики.

Поколение пепси и «буратино»

Подростки, коротающие время под бутылочку пепси или лимонада, отнюдь не должны радовать глаз борцов за трезвость.

— Сейчас стремительно умножается количество наркотиков. Ребенку, приходящему на дискотеку, в клуб, в кафе, предлагается до 50 их видов, — просвещает Валерий Кричевцов. — Был прежде такой препарат — оксибутират, его создали в двадцатых годах и даже детям давали. Потом с его формулой что-то нахимичили, и теперь это наркотик, зависимость от которого развивается всего в две-три недели! А вот придите в любое кафе Питера. Если увидите, что там сидит молодежь одуревшая, при том на столиках стоят бутылочки с безалкогольными напитками, а рядом пробочки лежат, — можете подойти к стойке, лицо такое особенное сделать, типа хочу «бутиратику» или «буратино», и вам за 50 рублей пробочку нальют. Все об этом знают!

Так что вероятный успех антиалкогольной операции вне общей войны с употреблением психоактивных веществ — некий миф.

Выгоды алкоголизации

Кроме прибылей производителям и торговле алкоголизация весьма выгодна... медицине. Частная наркология — доходная отрасль, сравнимая с косметологией и стоматологией. Услуги «Выводим из запоев круглосуточно» предлагаются в Петербурге массой медучреждений и частными практикующими врачами. Стоимость единовременной очистки организма — около двух тысяч рублей. У пациентов «детокс» создает иллюзию легкости и простоты в избавлении от недуга. Услуга популярна среди деловых людей и руководителей, привыкших разводить дипломатию и лечить стрессы алкоголем.

— Допустим, он — директор организации, — говорит о таких пациентах Валерий Кричевцов. — Пьет и пьет, понимает, что уже не может руководить, обращается к этим фирмам, ложится на сутки-двое, его там приводят в чувство, делают дезинтоксикацию — он возвращается на работу, опять начинает понемногу выпивать и опять ложится.

Официальная наркология относится к такому методу со скепсисом. Излечения он не приносит.

Отчего не идут в диспансеры?


Принудительное лечение от алкоголизма давно отменено — как метод насилия над личностью. В диспансеры пьющая публика идет неохотно — опасаясь последствий для биографии и ограничения в правах. Состоящему на учете у нарколога не доверят право ношения огнестрельного оружия и не разрешат раскатывать на автомобиле. А какому, предположим, милицейскому начальнику такое понравится, если он привык бряцать оружием в пьяном виде...

Однако в межрайонном диспансере поясняют: постановка на учет — дело временное, бояться этого не следует. Вылечился — и пятно в биографии стерто. Никак не влияет легальное, неанонимное лечение и на перспективы поступления в вуз. Короче, прежде чем пугаться официального курса лечения, следует ознакомиться со всеми своими правами, с законами и так далее. Боязнь же диспансеров идет с советских времен — когда все, что было связано с наркологией, имело карательный характер.

Цена вопроса

Особые цены на алкоголь, которые якобы смогут удержать выпивох от «употребления», вызывают у знатоков скепсис. Ценами, говорят они, продажи алкоголя не ограничишь.

— Вы загляните в деревни. Там водку пьют, самогон, спирт? Очнитесь, — призывает наш собеседник нарколог. — Там пьют жидкость для стекол и омыватели. 10 рублей стакан стоит. Алкоголик его выпивает и ходит одуревший сутки. Какая ему разница, 100 рублей или 89 бутылка стоит? Его эта цена не касается.

89 рублей — нижний порог, обозначенный правительством в качестве меры борьбы с алкоголизмом. Предполагается, что все, что продается ниже этой цены, должно само по себе сигнализировать потребителю, что он имеет дело с суррогатами или левым алкоголем.

Фото Натальи ЧАЙКИ

Между тем

По официальному телефону доверия 714-42-10 наркологи и психологи круглосуточно готовы ответить на все ваши вопросы и подсказать выход из непростых житейских ситуаций, связанных с алкоголизацией.

↑ Наверх