Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Питер вернул золото!

Учение Тамары Москвиной снова всесильно. Хотя бы в Европе. Такое суждение было высказано в среду в кулуарах чемпионата континента по фигурному катанию, когда закончились соревнования спортивных пар в произвольной программе.

Учение Тамары Москвиной снова всесильно. Хотя бы в Европе. Такое суждение было высказано в среду в кулуарах чемпионата континента по фигурному катанию, когда закончились соревнования спортивных пар в произвольной программе. Впервые с 2006 года питерцы поднялись в этом виде на высшую ступень пьедестала почета: Юко Кавагути — Александр Смирнов на два балла опередили Алену Савченко и Робина Шолковы из Германии. Питерцы Мария Мухортова и Максим Траньков довольствовались бронзой.



Таллин оделся по-питерски


Питерские фигуристы отмечали, что в Эстонии им оказали такую поддержку, которую в родном городе оказывают редко. Тот же Александр Смирнов заметил, что словно и не выходил из «Юбилейного»: «Надо же, вечер, поздно и темно, транспорт не ходит, а зрители не расходятся».

То, что в дни чемпионата почти половина Таллина облачилась в российскую экипировку, бросается в глаза — однако не на улицах, где русская речь слышна на каждом перекрестке, а во дворце «Сакко Суурхалл». Несколько десятков представителей швейцарского фан-клуба Стефана Ламбьеля, которые дудели в омерзительные дудки и гремели трещотками, буквально потонули в сине-бело-красном море.

Некоторые таллинцы проявляли чудеса изобретательности, чтобы поболеть за наших фигуристов в лучшем виде. А именно — в экипировках «Боско», в которых щеголяют и российские фигуристы.

Знакомьтесь: Наталья Лачёва. Бывшая фигуристка, родители которой в советское время переехали в Таллин из Ленинграда, специально посылала своего коллегу по работе в Москву — за бело-сине-красной олимпийской курткой. Сослуживец, выбирая эти куртки, специально уточнял Наташины размеры по мобильному телефону.

Лачёва — давняя болельщица «Зенита». От спартаковской экипировки, продающейся в «Сакко Суурхалл», девушка гордо отказалась: «У меня зенитовская «роза» есть». Шарф сине-бело-голубой расцветки подарил ей в Питере знакомый фанат, когда спортсменка прошлым летом приезжала на «Петровский» на игру «Зенита». Правда, появиться в нем в «Суурхалле» она не решилась — оставила дома.

По словам Лачёвой, на эстонских интернет-порталах обсуждалась победа Евгения Плющенко в короткой программе мужчин, и «вся страна болеет за него». Впрочем, в среду Наталья пришла на трибуны не ради Евгения Плющенко, а чтобы персонально поддержать Тамару Москвину и ее подопечных Юко Кавагути — Александра Смирнова. Почему именно их? «Тамару Москвину я люблю: она так долго уже профессионально ставит на коньки выдающихся фигуристов, читаю о ней все, что можно». О том, что Мария Мухортова и Максим Траньков тоже из Питера, жительница Таллина, которая лелеяла мечту познакомиться с Тамарой Николаевной, просто не знала.


Уже в прошлом году тренер Москвина и ее воспитанники верили в успех.


Секрет успеха: по полчасика два раза


Тамара Москвина тоже не знала, что эстонские любители фигурного катания ищут с ней встречи. По словам Тамары Николаевны, кого-то из фанатов на трибунах она видела, но встретиться с ними, тем более перед прокатом произвольной, не смогла бы — «голова другим занята».

Юко Кавагути и Александр Смирнов ни разу прежде не обыгрывали чемпионов континента Алену Савченко и Робина Шолковы из Германии (Мухортова — Траньков немцев хотя бы побеждали в юниорах, на чемпионате мира). Поэтому в канун Ванкуверской олимпиады ставка была сделана на точность исполнения программы: из нее был исключен коронный четверной выброс.

«Я на разминке поняла, что моим подопечным этот выброс не потребуется», — уточнила Тамара Николаевна в беседе с корреспондентом «ВП». Неудивительно: ведь Кавагути и Смирнов, что очень важно, больше не проигрывают в компонентах немцам.

Произвольную Смирнов и Кавагути исполняли сразу после Мухортовой и Транькова. Тамара Николаевна рассчитала очень точно: ее подопечные проследовали из раздевалки через пару секунд после того, как смолкли последние такты «Лав Стори» Фрэнсиса Лея и на трибунах раздалось «Мария с Максом — молодцы!».

Савченко — Шолковы прокат закрывали. Поэтому у подопечных Москвиной хватило времени и отдышаться, и понаблюдать за катанием немцев в окружении питерских журналистов. Смирнов, который был уверен, что дадут им только серебро, впервые вел себя полностью непринужденно.

— Я сутки не спал, — заметил Александр, наблюдая, как Савченко шлепается с выброса. — После короткой программы, которая закончилась поздно вечером, переволновался и не смог ночью заснуть. Прикорнул лишь раз — перед дневной тренировкой. Ладно, слукавил: два раза по полчасика я скоротал...

— Вы понимаете, что об этом будут говорить, как о победном рецепте: два раза по полчасика плюс 50 граммов после дневной тренировки, — пошутили журналисты.

— Какие 50 граммов: Юко мне уже сакэ приготовила, — поддержал шутку фигурист. — Вот разве что пойдем с Тамарой Николаевной вечером пить шампанское — за нашу отличную программу, которую она подготовила. Теперь уже надо.

— А когда не спалось ночью, отрабатывали эту программу? — не унимались журналисты.

— Откуда вы все знаете? Вы что, стояли под дверью? — продолжал Смирнов, улыбаясь так, словно только что Олимпиаду выиграл.

В этот момент объявили оценки Савченко — Шолковы. Юко Кавагути вспрыгнула партнеру на плечи. Ученики Тамары Москвиной, которая, напротив, выглядела почему-то грустной, сделали поддержку.

Роль чемпиона для Смирнова оказалась неожиданной. «Очень-очень неожиданной, — добавил разом посерьезневший и погрустневший фигурист. — Нет слов. Хотя очень приятно».

А Тамара Москвина в беседе с корреспондентом «ВП» не признала, что ее учение «всесильно». Пока. «Это только первая ласточка», — выдохнула Тамара Николаевна.


Бывшая фигуристка Наташа Лачёва — ныне преданная болельщица «Зенита».


Транькова ранили ногтем

У другой петербургской пары — Марии Мухортовой и Максима Транькова — было намного меньше поводов для радости. У них и ошибок в прокате хватало (хотя, по словам Мухортовой, она «вытащила произвольную — даже когда с прыжка летела головой вперед»), да и партнерша длинными ногтями умудрилась повредить на льду партнеру переносицу. Из-за чего в смешанной зоне Траньков отвечал на вопросы, прижимая к носу промокашку.

Тем не менее партнеры и их тренер Олег Васильев тоже были настроены шутить.

— Вы мне обещали дать номера телефонов футбольных тренеров, которые умеют с судьями работать, — обратился к прессе Олег Кимович, разочарованный оценками за компоненты. — Давайте, давайте — пора!

Юрий КОВАЛЕНКО

Фото Бориса ОСЬКИНА (Таллин, Эстония)

↑ Наверх