«Питеркит» фонтанировал идеями
Подрастающее поколение кинодеятелей не согласилось с утверждением-афоризмом из фильма успешного российского режиссера Кирилла Серебренникова. «Русское кино не в ж…е!» — заявили студенты на закрытии IX фестиваля студенческих фильмов «Питеркит».
Подрастающее поколение кинодеятелей не согласилось с утверждением-афоризмом из фильма успешного российского режиссера Кирилла Серебренникова. «Русское кино не в ж…е!» — заявили студенты на закрытии IX фестиваля студенческих фильмов «Питеркит». И подтвердили это своими работами.
Девятый кит
Из небольшого внутреннего форума Санкт-Петербургского университета кино и телевидения «Питеркит» за девять лет вырос до статусного молодежного кинофестиваля. А работы участников из курсовых студенческих работ стали профессиональными и зубастыми кинофильмами. Были в них и криминально-музыкальные напевы про ножики забавной молодежной группы «Внезапный Сыч», и шутки над «двумя нашими президентами», и издевательство девушки над бывшим молодым человеком, и аналогии между бомжихой и гламурной девушкой.
В гости к студентам со своими работами приехали их сверстники из английского Бедфордширского университета, испанского учебного центра Университета им. Мигеля Эрнандеса и студии «Город света», а также делегация от Всероссийского университета кинематографии имени Герасимова в Москве.
После церемонии закрытия все — и участники, и гости — обсуждали российский кинобизнес. С одной стороны, в России мало киношкол, а в 90-е вообще снимался минимум достойных фильмов. Но с другой: «Вот уже который приз берет фильм-альманах «Короткое замыкание», снятый сразу пятью молодыми российскими режиссерами, — говорили ребята, — так что все прекрасно с нашим кино!»
Неплохо, но не хорошо
Закрытие «Питеркита» проходило 26 октября в крупном кинозале. Перед этим жюри отсмотрело больше 100 работ студентов самых разных курсов, специализаций и мастерских. На конкурс принимались только короткометражки, снятые во время учебы (этюды, репортажи, зарисовки, учебные, курсовые и дипломные работы). Так что фестиваль можно назвать продолжением учебного процесса.
Гран-при «Питеркита», несмотря на бурные протесты зала, все-таки никому так и не вручили. Председатель жюри Александр Житинский объяснил это «неплохим впечатлением» от всех показанных картин. Неплохим, но не хорошим.
Житинский «поругался» на молодежь за неграмотность в сценариях и похвалил за позитивное настроение, сквозящее во всех картинах. «А то надоело уже видеть Россию в грязи, из которой будто бы и не выбраться», — заявил писатель.
Жюри конкурса возглавил писатель Александр Житинский.
С трудом верилось, что 17 — 18-летние ребята подготовили все эти то легкие и смешные, то глубоко психологичные фильмы. Например, черно-белый анимационный мультик «Запретный торт» про членов семьи, по очереди потихоньку надкусывающих ночью праздничный пирог. Или философский «Дорога на ЛЭМЗ» о разных типажах людей, ищущих дорогу, которой нет. Или 30-минутный «Кардиороманс» с потрясающе профессиональной операторской работой и актерской игрой. Или милый «Вне зоны готовности» в духе «Амели» про странного и забавного точильщика карандашей.
Может, лучше компьютер?
Приз «Фонтан» за лучшую первую работу вручили первокурснику Константину Мутулевскому за фильм-пародию на интернет-телевидение «Koma_tv.com». «А может, лучше компьютер?» — высвечивается на экране после показа жестокой драки подростков. «Наркотики — прыжок в пропасть», — высвечивается на экране после изображений парашютистов, зависающих в воздухе под веселую и радостную музыку. «Великая иллюзия», — читаем на экране после показа кадров инаугурации Путина, плавно перетекающих в инаугурацию Медведева, а затем в оговорку диктора, назвавшего действующего президента Владимиром.
Жюри назвало эту работу самой экспериментальной и похвалило смелость автора, правда, похвалило немного опасливо.
Дамы с разными собачками
«На нас не давил никто, кроме зрительного зала», — признался режиссер и тележурналист Виктор Правдюк, вручая приз за лучший неигровой фильм первокурснику Айнуру Аскарову. Зал принял две истории — о попрошайке с дворнягой и блондинке с чихуа-хуа — такими бурными овациями, что жюри не устояло.
Айнур Аскаров.
Награда оказалась для Айнура абсолютно неожиданной. Только десять минут он добирался до сцены за призом, обходя аплодирующих зрителей. Их в этот вечер оказалось непредвиденно много, так что заняты были не только все кресла, но и все ступеньки кинозала.
— Получил приз, и сразу появилась идея новой работы, — признался корреспонденту «Вечернего Петербурга» Айнур Аскаров. — Хочу снять более серьезный документальный фильм о своей родине — Башкирии, все-таки это страна с населением всего 1,5 миллиона человек и потрясающими традициями и обычаями.
Выстрел без финала
Лучшим молодым режиссером в этом году стал ученик Сергея Овчарова третьекурсник Сергей Кумыш. «Это лучший день в моей жизни!» — ни много ни мало заявил победитель, выйдя на сцену за призом.
Его короткометражка «Жизнь после» очаровала в равной степени и зал, где стояла гробовая тишина, и жюри, восхитившееся драматургией.
Сергей Кумыш.
История начинается забавно — о солдате в увольнении, который обзванивает всех девушек из записной книжки своего мобильника и пытается договориться о встрече хоть с одной из них. И заканчивается… непонятно как. Солдатик приходит в публичный дом и узнает в вошедшей к нему проститутке бывшую однокласницу. Наматывает на руку ремень («Вообще-то любой солдат его наматывает бляхой наверх, а не вниз!» — заметил Житинский) и отправляется «поговорить» с сутенером. Раздается выстрел. И — титры.
Корреспондент «Вечернего Петербурга» допытывался у Сергея, что же все-таки режиссер хотел сказать таким открытым финалом, и допытался!
— Мне на самом деле ясно, чем заканчивается эта история, — ну все же понятно, — ответил победитель грустно. — Хотя, если кому-то непонятно, наверное, так и нужно. Просто так нужно.
Это первая серьезная работа режиссера, и она уже получает второй приз. Первой была награда за лучшую женскую роль на фестивале «MKY Youth».
Маленькая добрая месть
Одна из финалисток, Виктория Лопач, получила сразу несколько призов. Свой семиминутный фильм «В порядке вещей» она снимала две недели. Как она рассказала корреспонденту «Вечернего Петербурга», съемки проходили летом на Финском заливе и доставляли сплошное удовольствие. Вернувшись, Виктория и оператор Настя Суворова, не сговариваясь и одновременно, поставили себе один и тот же статус в контакте: «Это были лучшие съемки в моей жизни!»
Фильм снят с помощью фотоаппарата, что и дает эффект быстро-быстро меняющихся кадров. Главную роль исполняет сама Виктория. Она закапывает вещи, напоминающие о любимом, — фотоальбом с романтическими снимками, белую мужскую рубашку, плачущего стразами плюшевого мишку, ремень и доску с выбитым на ней «Маша+Саша». Но не тут-то было! Вещи оживают. Игрушечный мишка уже не плачет, ремень похож на змею, доска и вовсе агрессивна, а фотоальбом вообще затаскивает Викторию в свои кадры и делает героиней черно-белой фотографии, где у нее с молодым человеком идиллия.
— Пожалуй, да, это личная история, — призналась Виктория Лопач корреспонденту «Вечернего Петербурга». — Я таким образом попрощалась со своим прошлым. Всего ему доброго. А я открыта будущему. Еще и призы получила.
Виктория Лопач.
Больше того, студенты Университета кино и телевидения, обучающиеся на продюсеров, решили не дожидаться окончания образовательного процесса и приняться за раскрутку кинофильмов своих сверстников прямо сейчас. Они открыли клуб молодых продюсеров, о котором «Вечерний Петербург» расскажет отдельно.
Теперь дело за малым — молодым режиссерам снять новые шедевры, а молодым продюсерам раскрутить эти проекты. И, судя по горящим глазам молодежи, пришедшей на закрытие фестиваля, эти задачи ребятам вполне под силу.
Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Фестивали Искусство Кинозал
Важно: Правила перепоста материалов