Питерские призывники отправились на край света
До конца декабря в Петербурге планируют призвать на военную службу 5 тысяч молодых людей. Свою работу ведут больше 100 призывных комиссий. Прошла уже и первая отправка новобранцев в воинские части. Многие будут проходить службу во Пскове и в Подмосковье.
До конца декабря в Петербурге планируют призвать на военную службу 5 тысяч молодых людей. Свою работу ведут больше 100 призывных комиссий. Прошла уже и первая отправка новобранцев в воинские части. 20 октября на городском сборном пункте военного комиссариата на Загородном проспекте все было по закону жанра: торжественные речи официальных лиц и вручение подарков, смена молодежного «прикида» на камуфляж, отбор в части и слезные прощания с родителями и девушками.
Зимой и летом одним цветом
Первый шаг в армию — прощание со своей одеждой. И давался этот шаг новобранцам непросто. Некоторые затруднялись назвать размер своей обуви. «Позвоните мамам, узнайте все точно», — заботливо советовал начальник комплектования команд Андрей Алексеев. И молодые люди действительно звонили.
В итоге комната на втором этаже петербургского сборного пункта военного комиссариата заполнилась набитыми доверху ящиками с надписью «Для утилизации». Большинство молодых людей предпочли распрощаться со своими вещами навсегда, и только несколько попросили передать их родителям.
Стоимость нового наряда, который будет с ребятами ближайшие 12 месяцев, — около 5000 рублей. Костюмчик подходит на любую погоду. Тут и хлопчатобумажная полевая куртка с брюками на теплое время года, и камуфляжная форма с мехом, ватные штаны и шапка для холодов. Ремни, обувь и носки тоже в комплекте. Вот новобранец Алексей Соколов даже торжественно вручил корреспонденту «Вечернего Петербурга» на память бирку от своей новой одежды. На ней значится: «Шерсть 50%, артикул С1, дата изготовления — март 2009 года». Срок годности не указан.
В форме молодые люди ощущают себя уже наполовину героями. Приосанившиеся и деловые, спускаются в актовый зал.
ВДВ — розовая мечта новобранца
— В армии рядом с вами не будет ни мамы, ни сестры, ни старшего брата, — произносит торжественно и медленно напутственные слова советник председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Санкт-Петербурга Сергей Веревкин. — Времени свободного будет мало. Но оно будет. Используйте его по назначению и пишите письма родным. И, знаете ли, у нас есть молодые люди, которые уехали служить на край света. Место их службы так и называется: мыс Край Света. А вы едете всего лишь во Псков или в Подмосковье.
А новобранцам, в общем-то, все равно куда, лишь бы в ВДВ. Чем ВДВ так сильно отличается от обычных войск, сформулировать они затрудняются. «Это престижно», — честно и радостно признается Сергей Платонов, только что отобранный в псковскую дивизию ВДВ.
— Наколку престижную они на спине хотят себе сделать, вот и все, — скептически замечает осматривающий молодых людей военный врач. — Конечно, подготовка в ВДВ более серьезная, физические нагрузки сильные, перспективы большие, но большинство из этих ребят не вникают в это. Они даже девиза не знают, а ведь он звучит: «Кто, если не мы».
Доктор, выпишите мне военную часть
Для распределения новобранцев по частям военный врач задает им каверзные вопросы, поставившие в тупик многих. Например: «Какой сегодня месяц?» — «Ноябрь», — отвечает один из призывников. «Точно ноябрь?» — не особо удивляясь, реагирует военный врач. «Ну, мне кто-то сказал, что ноябрь», — также не особо удивляясь, отвечает новобранец. «Тебе кто-то сказал, и ты поверил...» — констатирует военный врач. Другого новобранца, Сергея Зорина, спрашивают: «Сколько колес у «КамАЗа»?» Опытным путем выясняется, что много. «Два спереди, еще два спереди, и сзади так же». Эх, не место таким в ВДВ!
А вот Сергей Васильчук красочно рассказывает, как прыгал с парашютом и занимался кикбоксингом. Но и его военный врач находит чем удивить.
— Сергей, ты видел когда-нибудь утонувших или висящих в петле людей?
— Э-э-э, нет, — на лице Сергея искреннее удивление, ведь он о парашютах и боксе, а тут такие вопросы.
Как выясняется, военные психологи пришли к выводу, что 95% людей, видевших однажды самоубийц, предпринимают и сами попытки покончить с жизнью. Так что если новобранец признается, что наблюдал нечто подобное, его автоматически отправляют в самую захудалую часть. Этакую часть для потенциальных самоубийц...
А ты жди меня, хорошая…
Витебский вокзал, с которого вот-вот отправятся поезда с новобранцами, в двух шагах от сборного пункта. Прощание с родными и любимыми происходит не на платформе, а у дверей военного комиссариата, и в новую жизнь ребята отправляются уже одни.
Вот Диму Михайлова и его девушку Машу обступили фотографы, очень уж живописная пара. Ребята обнимаются, на глазах у девушки слезы — все как в фильмах о любви. «Конечно, я его дождусь!» — говорит Маша корреспонденту «Вечернего Петербурга». Диме 19 лет, и он сам решил пройти армию, не тянуть, не откладывать и не прятаться. Говорит, что не боится предстоящего года службы, хотя по его глазам видно обратное.
То же говорит и Виктор Миронов. Его обступили родители Светлана и Владимир и сестра Даша. Гордятся, нервничают, а когда Витя отходит, признаются, что будут очень ждать от него писем.
Впрочем, и проводить-то пришли далеко не всех. Кто-то из новобранцев стоит и нервно курит в одиночестве, явно пытаясь собраться с мыслями. Кто-то знакомится с будущими товарищами. Кто-то просит сфото-графировать себя на память, хотя все самое запоминающееся у этих ребят еще впереди.
Справка «ВП»
Всего будут призваны около 320 тысяч человек. В осенний призыв-2008 были призваны около 200 тысяч человек.
В Петербурге будут призваны около 5 тысяч человек. Работают 111 призывных комиссий. На альтернативную службу будут направлены 7 человек.
Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов