Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Пивной алкоголизм стремительно молодеет. А мужики не знают?

Так называемый пивной алкоголизм — явление сравнительно новое в нашей российской жизни. Дешевизна и доступность пенного напитка за несколько лет сделали его сверхпопулярным, причем не только у взрослого населения.

Сын моей знакомой, успешный молодой человек, закончивший Мухинское училище, пристрастился к пиву лет в 25. Сначала выпивал только по выходным, потом стал покупать по бутылочке пива, идя с работы, чтобы «снять усталость». До поры до времени домашние не придавали этому большого значения: пиво — это же не водка. Но со временем бутылочки парню хватать перестало, и он все чаще возвращался домой совсем пьяным. Закончилась эта история печально. В тридцать три года он потерял работу, жена с детьми от него ушла. Однажды случайные собутыльники жестоко избили и обворовали его. Парень долгое время лежал в больнице, а когда выписался, решил, что надо лечиться от алкоголизма.

Болезнь среднего класса

Так называемый пивной алкоголизм — явление сравнительно новое в нашей российской жизни. Дешевизна и доступность пенного напитка за несколько лет сделали его сверхпопулярным, причем не только у взрослого населения. Благодаря пиву алкоголизм стремительно молодеет. Согласно статистике, средний возраст пивных алкоголиков — около 30 лет. Молодые люди начинают употреблять пиво приблизительно с 13 лет, ну а к тридцати становятся законченными алкоголиками. Причем женщин — пивных алкоголичек, по статистике, меньше, чем алкоголиков-мужчин лишь на несколько процентов.

Мы уже привыкли к тому, что подростки и молодые люди с пивными бутылками и банками в руках разгуливают по улицам, сидят на скамейках в парках, скверах, на детских площадках. У нас законом запрещено распивать крепкие алкогольные напитки в общественных местах, а вот на пиво этот закон не распространяется. Его нельзя распивать в общественных местах только несовершеннолетним.

Штраф за нарушение закона — всего 100 рублей, но даже на такую сумму никого не штрафуют, поэтому на улицах пьют и взрослые, и подростки.

При этом, как ни странно, в соответствии с официальной статистикой количество больных алкоголизмом у нас в городе постепенно снижается. В 2006 году их было около 41 тысячи, в 2007-м — около 40, а в прошлом — 39. Так, может, зря борцы с пьянством сгущают краски?

— Дело в том, что официальная статистика не отражает реальной картины, — говорит Виктор Григорьев, заведующий оргметодотделом наркологической больницы № 1. — Реальные цифры в разы выше, поскольку официальная статистика учитывает только обращения горожан в государственные наркологические учреждения. В то же время многие больные сегодня обращаются за помощью в коммерческие лечебницы, которые никаких данных в официальные органы не дают. Пивным алкоголизмом страдают в большей степени представители среднего класса, у которых есть деньги, чтобы заплатить за лечение. К нам, как правило, поступают уже законченные алкоголики, у которых нет средств на жизнь, не то что на лечение, от многих из них уже отвернулись родные. Кроме того, в последние годы алкоголиками плотно занялись фирмы по недвижимости, которые выселяют их в область. Недобросовестные риелторы специально спаивают человека до бесчувствия и в пьяном виде берут у него все необходимые подписи для обмена петербургской квартиры на жилье в области. Человек, выйдя из запоя, обнаруживает себя где-нибудь в Сланцах в убогой комнатенке, но жаловаться некуда: по документам все оформлено законно.

Гепатит, панкреатит, болезни почек и сердца...

В нашей стране антиалкогольные компании проводятся с завидной регулярностью. Вот и сейчас эта тема широко обсуждается на разных уровнях. По мнению Виктора Григорьева, важно, что представители власти понимают: надо не просто бороться с алкоголизмом и, не дай бог, с алкоголиками, как это было в советское время, а с детства внедрять в сознание человека идею о том, что самая большая ценность — это здоровье. Но как добиться, чтобы люди восприняли эту идею? Григорьев считает, что надо, с одной стороны, пропагандировать здоровый образ жизни, с другой — рассказывать всю правду о вреде алкоголя. Многие, например, считают пиво безобидным напитком. На самом деле оно наносит не меньший вред организму, чем крепкие напитки. Чтобы получить дозу алкоголя, равную бутылке водки, человек должен выпить три литра пива. И выпивает! При этом все системы и органы человека испытывают огромные нагрузки. Поэтому люди, часто употребляющие пиво, страдают болезнями сердца, почек, печени, в частности гепатитом. По свидетельству медиков, в последнее время резко возросла заболеваемость панкреатитами. Это воспаление поджелудочной железы — одно из следствий пристрастия к пиву.

Нужны ли пивные фестивали?

Старания врачей и борцов с пьянством часто оказываются тщетными, так как им противостоит мощная индустрия производителей пива, которые тратят огромные средства на рекламу пенного напитка.

— В последнее время реклама стала особенно изощренной, — говорит Виктор Григорьев. — Она, что называется, бьет не в бровь, а в глаз. Рекламные ролики внедряют в сознание молодежи мысль о том, что пиво — напиток настоящих мужчин, что отдых на природе или молодежная вечеринка невозможны без пива. После 10 часов вечера пивная реклама крутится на всех телеканалах каждые пятнадцать минут. С недавних пор вошли в моду пивные фестивали, без которых город мог бы спокойно обойтись. При этом декларации городских властей о том, что на этих фестивалях запрещается продавать пиво несовершеннолетним, игнорируются продавцами. Пиво льется рекой. Большая часть посетителей пивных фестивалей — молодые люди и подростки.

Недавно в Государственную думу поступил проект закона о возрождении лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), в которых в СССР принудительно лечили алкоголиков. Однако наркологи утверждают, что насильно вылечить от алкоголизма нельзя, человек должен сам принять решение о том, что ему необходимо избавиться от алкогольной зависимости. Тем не менее часть депутатов настаивает на принятии такого закона.

— Возрождение ЛТП потребует огромных финансовых вливаний, однако не даст должного эффекта, — считает главный нарколог Петербурга Александр Софронов. — Борьба с пьянством должна начинаться с запрещения употребления пива в общественных местах и строгого запрета продавать его несовершеннолетним. Второе, что надо сделать, — запретить пивную рекламу на телевидении и на уличных рекламных носителях, а также развернуть широкую противоалкогольную пропаганду, в том числе и в школах. Что касается пивных фестивалей, то они приносят больше вреда, чем пользы.

Кто-то скажет, что в Европе такие фестивали существуют десятилетиями и народ не спивается, но Россия — это особый случай. Мы, как известно, занимаем первое место в мире по потреблению спирта на душу населения, и уровень заболевания алкоголизмом у нас зашкаливает. Так что до пивных фестивалей мы, наверное, еще не доросли.

 

Президент России Дмитрий Медведев:

«Эксперты говорят, что потребление пива и слабоалкогольных напитков растет прежде всего у подростков. По определенным данным, ежедневно или через день такие напитки пьют практически треть юношей и 20 процентов девушек…  Все чаще звучат предложения об изменении подхода к регулированию производства и оборота пива и так называемых слабоалкогольных напитков. Предлагается распространить на них общие принципы регулирования и те же ограничения, которые применяются в отношении крепких напитков. Это может повлечь различные последствия, их необходимо будет просчитать, но какие-то решения в этой сфере, действенные решения нам принимать надо…»


Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко:

«Я понимаю озабоченность президента и необходимость борьбы с алкоголизмом. Всех нас коробит, когда молодые люди идут по улице с бутылкой, пьют в подъездах. Нужно не допускать продажи алкоголя лицам моложе 18 лет, но меры нужно просчитать… Нельзя допустить, чтобы акцизы выросли на 200%. Это приведет к приравниванию цен на пиво и водку и толкнет граждан на употребление крепких спиртных напитков. Это опасно с учетом того, что так и не удалось установить контроль за оборотом крепкого алкоголя. На прилавках до сих пор появляется продукция по низкой цене без акцизов. Это теневая ниша продукции низкого качества. Водка не может стоить 45 рублей, а компании, которые ее производят, могут быстро появиться и так же быстро исчезнуть. Они ни за что не отвечают. В то время как ниша пивоварения прозрачна и понятна».

↑ Наверх