По эскизам ученицы Филонова сшили платья
В Особняке Румянцева прошло необычное дефиле: публике показали модели, сшитые по эскизам, выполненным художницей Татьяной Глебовой шестьдесят лет назад!
В Особняке Румянцева прошло необычное дефиле: публике показали модели, сшитые по эскизам, выполненным художницей Татьяной Глебовой шестьдесят лет назад!
На показе побывала корреспондент «ВП» и убедилась: красота не стареет.
Ника Велигжанинова — известный художник по костюмам, ныне главный художник Большого Санкт-Петербургского цирка — выполнила реконструкцию модных платьев начала пятидесятых по эскизам Глебовой. «Это наша скромная попытка воссоздать настоящий стиль, вещи безумно злободневны», — сказала Велигжанинова о своей работе над эскизами ученицы Филонова. Но при этом Ника отметила, что тех натуральных тканей, из которых создавались в то время в Советском Союзе модные женские вещи, в России больше нет — коллекцию Глебовой воплощали из тканей Китая, Франции и Италии.
Показ начался с того, что девушки несли платки, в рисунках которых были использованы элементы рисунков художницы. На столике в зале уже были подготовлены ретроаксессуары — украшения, сумочки.
Когда публика полюбовалась платками, в зал стали входить модели. Только четкие линии, безупречные цвета, строгость, улыбка, нежность и женственность — это кредо всех вещей, которые мы увидели в этот вечер в особняке Румянцева.
Ощущение смещения времени и оживших картинок было велико — ведь эти же модели мы только что видели на выставке — в эскизах под стеклом.
Мы пока не знаем, были ли воплощены в жизнь в те годы модели Глебовой, но известно, что с эскизами кто-то работал, — остались пометки, сделанные отнюдь не рукой художницы. Несколько моделей займут свое место в фондах Музея Санкт-Петербурга, а вот состоится ли еще подобное дефиле — неизвестно, но московские модные фестивали проявили интерес к проекту. Но мы-то теперь знаем точно, что не только рукописи не горят, но и модели изящных платьев все равно воплощаются в жизнь.
В росписи платка использованы рисунки Татьяны Глебовой.
Эскиз Глебовой и его современное воплощение.
Портрет Павла Филонова и другие работы Татьяны Глебовой можно увидеть на выставке в особняке Румянцева.
Галина НИКОЛАЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Прямая речь
Главный художник Большого Санкт-Петербургского государственного цирка Ника Велигжанинова, автор реконструкции:
— Перед нами встала масса проблем: например, такие ткани, о которых думал автор, найти, в общем, невозможно. Зная ее тонкое чувство цвета, очень сложно подобрать нужные краски. А еще сложнее — современные ткани покрасить в эти цвета. Так что это даже не воссоздание костюмов, а наша скромная попытка воссоздать сам стиль. Ведь все эти эскизы отличаются высоким вкусом. И они действительно безумно злободневные. Мне бы хотелось, чтоб каждая женщина, приходящая на выставку, задумалась: что бы из этого она хотела надеть? Тогда наши труды были не зря. А трудов было много, и многие люди были задействованы. Например, с выкрасками помогали специалисты самого высшего класса, из московского Большого театра. Потому что есть задачи, которые можно решить только на таком уровне.
Ника Велигжанинова готовит модель к показу.
Абсолютно точно, что каждый мастер, который берет в руки такой эскиз, — с удовольствием им занимается. Потому что вспоминает свою маму или свою юность. Работая над костюмами, я вспоминала, как в юности родители привели меня на выставку Глебовой и Стерлигова в Русский музей и долго говорили об особенном ощущении воздуха и света. И еще я помню, родительские друзья создавали документальный фильм о Филонове, где как раз у Глебовой берут интервью. Меня потрясли ее лучащиеся молодые глаза.