Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

По городу проехал блокадный трамвай

15 апреля 1942 года — дата не менее важная для петербуржцев — ленинградцев, чем 9 Мая. Именно в этот день после четырехмесячного перерыва на маршруты осажденного Ленинграда вышли первые блокадные трамваи. Каждый год в память об этом событии в городе запускают «блокадный рейс».

15 апреля 1942 года — дата не менее важная для петербуржцев — ленинградцев, чем 9 Мая. Именно в этот день после четырехмесячного перерыва на маршруты осажденного Ленинграда вышли первые блокадные трамваи. Каждый год в память об этом событии в городе запускают «блокадный рейс». Состав, собранный из вагонов времен войны, в этот раз проехал по городу дважды. Утром на нем в праздничное путешествие отправились ветераны. А вечером вместе с ветеранами прокатились представители петербургских общественных движений и корреспонденты «Вечёрки».

Блокадный трамвай отправился со Среднего проспекта, 77, от трамвайного парка имени Леонова. Вагоны заполнили молодые люди в форме военных лет из Военно-исторического клуба «Ленинград 900». Если ветераны помнят и знают важность первого блокадного рейса, то младшему поколению нужно привить интерес и уважение к этому событию. Праздничная военно-историческая реконструкция для этого подходит как нельзя лучше.

Трамвай № 20, празднично украшенный, тронулся в путь. Из старинного граммофона зазвучали песни военных лет. На очередной остановке вошел аккордеонист, и вот уже молодые «солдаты» вместе с ветеранами затянули всем родные мотивы. Песни звучали под стук колес и детский смех: некоторые взяли в поездку своих детей. Прохожие оборачивались, смотрели вслед, делали фотоснимки.

Задумчиво смотрела в окно и улыбалась своим мыслям Елена Валерьевна Селиверстова. Перед войной она только окончила школу, поступила в мединститут. Но его эвакуировали, и она осталась в осажденном городе с мамой и сестрой, работала в «скорой помощи» на Карповке. В основном убирали улицы, вывозили трупы погибших, гасили зажигалки. Снежной зимой 42-го медики вместе с другими ленинградцами расчищали рельсы, готовили город к возобновлению движения трамваев...

Наш трамвай остановился недалеко от блокадной тяговой подстанции № 11, которая обеспечивала трамвайное движение в городе в то тяжелое время. Судьба этого памятника сегодня вызывает тревогу, но в этот день не хотелось думать о грустном. Вокруг здания на земле горели свечи. Снова пели песни, возлагали цветы, вспоминали о том, как отстояли и сохранили наш любимый город.

— Помню, как я мальчишкой с другими ребятами любил кататься на «колбасе», как мы это называли, — вспоминает Кирилл Георгиевич Кон, которого война настигла семилетним. — Трамваи ехали медленнее на поворотах, и мы на них вспрыгивали. Я помню, какая это была радость — первый трамвай. Мой старший брат ездил на нем на завод, где работал, через весь город. Перед первым рейсом Ленинград был просто завален снегом, и уже в марте с лопатами, ломами на улицу расчищать снег, раскалывать глыбы льда выходили все. А для нас, маленьких, помогать в этом взрослым считалось счастьем.

↑ Наверх