Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

По следам исчезнувшего

До 5 декабря Музей истории религии приглашает на выставку «Обыкновенная синагога» — совместный проект музея и Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге.

До 5 декабря Музей истории религии приглашает на выставку «Обыкновенная синагога» — совместный проект музея и Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Открывая выставку, директор ГМИР Борис Аракчеев сказал: «Я не вполне согласен с названием, это не очень-то обыкновенная синагога. Но мы счастливы, что можем показать здесь уникальные экспонаты». Так в чем же обыкновенность и необыкновенность того, что мы видим на экспозиции?

Оказывается, монументальные здания в крупных городах, вроде Большой хоральной синагоги на Лермонтовском проспекте в Петербурге, были исключениями из общего правила. В Западном крае Российской империи, в так называемой черте оседлости, тысячи синагог располагались в небольших зданиях ничем не выдающейся архитектуры. Один из кураторов выставки, научный сотрудник Центра «Петербургская иудаика» Валерий Дымшиц, интерпретировал ее название так: «Ничего более обыкновенного, чем провинциальная синагога, в Западном крае не было — это была такая же заурядная деталь ландшафта, как сельская церковь». Заметим — благодаря той самой черте оседлости, за которую много — и справедливо! — ругали царский режим, сохранилась самобытная культура, и в начале ХХ века ее начали активно изучать. Но в результате катаклизмов ХХ века то, что случайным образом сохранилось (ведь ограничение в выборе места проживания было вызвано отнюдь не желанием спасти культуру еврейских местечек), оказалось безвозвратно утраченным. «Почти не осталось построек, нигде не сохранился интерьер, вся утварь находится в музеях», — грустно подвел итог Валерий Дымшиц.

Представить, «как это было», и призвана помочь выставка. У экспозиции два источника: коллекция ГМИР (многое выставлено впервые) и фотографии из архива экспедиций Ан-ского, находящиеся в собрании Центра «Петербургская иудаика».

Имя Ан-ского хорошо известно историкам театра: по его пьесе Евгений Вахтангов поставил один из известнейших своих спектаклей — «Гадибук». А этнографам Ан-ский (настоящее имя — Шлойме-Занвл Раппопорт, 1863 — 1920) известен как организатор еврейских историко-этнографических экспедиций. Фотографии, показанные на выставке, выполнены в основном экспедиционным фотографом Соломоном Юдовиным, впоследствии известным советским графиком.


Синагогальный ханукальный канделябр. Западный край Российской империи, конец XIX века. Латунь.


Авторы экспозиции постарались расположить музейные раритеты и старинные черно-белые фотографии так, чтобы каждая деталь несла определенную смысловую нагрузку. Как объяснила второй куратор выставки научный сотрудник ГМИР Алла Соколова, «хотелось, чтобы зрители одновременно очутились и внутри, и снаружи, а не просто в молельном зале какой-нибудь синагоги». Отдельные части экспозиции посвящены каменным, кирпичным и деревянным синагогам. «Ан-ский, — утверждает Алла Викторовна, — душой был за деревянные синагоги». А на вопрос, из чего это следует, ответила: «Во-первых, он заранее специально заказал фотографии деревянной синагоги в Могилеве. Во-вторых, в его письмах немало обмолвок на эту тему, и неудивительно: Ан-ский был народником, а дерево — народный материал».

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх