Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 января 2025

Почему мотоциклистов называют «хрустиками»

На городских дорогах мотоциклов становится все больше. Их владельцы обладают теми же правами, что и автомобилисты, но позволяют себе порой намного больше. Так и происходят аварии с самыми тяжелыми последствиями. Попытаемся оценить плюсы и минусы такого передвижения по мегаполису.

На городских дорогах мотоциклов становится все больше. Их владельцы обладают теми же правами, что и автомобилисты, но позволяют себе порой намного больше. Так и происходят аварии с самыми тяжелыми последствиями. Вот почему корреспондент «Вечернего Петербурга» решила совершить поездку с опытным владельцем спортбайка и оценить плюсы и минусы такого передвижения по мегаполису.

Говорят, каждый мотоциклист обречен как минимум на одну серьезную аварию в своей практике. Но мой собеседник и партнер по поездке Данила Воронин за рулем 17 лет. Самое серьезное, что с ним случалось, — царапины на покрытии мотоцикла, и ездить с таким водителем совсем не страшно.

Поездка начинается с экипировки. Для меня находится шлем, что уже неплохо — голова в безопасности. А по-хорошему нужны и наколенники, и защита спины и локтей, и мотообувь, и перчатки. Весь этот комплект (без шлема!) стоит от 15 тысяч, если поискать б/у на интернет-распродажах, а не приобретать в первом попавшемся статусном магазине. Там цена будет больше — 30 тысяч и выше.

Шлем — отдельная история. У Данилы на нем синий дракон с красными глазами и огнедышащей пастью. Выглядит угрожающе, обошлось в 15 тысяч. А можно купить обычный шлем и заказать на нем авторскую аэрографию. Так что итоговая стоимость может расти до бесконечности.

В перчатках на ладонях ощущается какая-то необычная, будто силиконовая подкладка. Оказывается, это карбон, который предохраняет от ударов. При падении нижняя часть ладоней травмируется чаще всего. 


Данила Воронин 17 лет водит мотоцикл.


Мотоцикл у Данилы голубой, совсем не похожий на байкерские, блестящие медью, с новенькими сиденьями из черной кожи.

— Дело в том, что есть люди, для которых это целая жизнь, стиль, имидж, — объясняет он. — А есть те, кто просто ездит! Я никогда не стремился вступать в какие-либо байкерские объединения.

В них обычно входят владельцы больших и красивых мотоциклов с музыкальной системой, за полкилометра извещающей, что приближается не простая машина. Такие махины хороши для пускания пыли в глаза и продаются по ценам, равным стоимости машин бизнес-класса. Еще есть чопперы, владельцы мотоциклов с высоким «королевским» рулем. А этот относится скорее к спортивным, юрким и небольшим. В простонародье эта модель называется «дрозд», поскольку это первый серийный мотоцикл в мире, который в базовой комплектации преодолевает скорость 300 километров в час.

Повернув ключ, Данила нажимает на кнопку запуска и двигает ручку газа. «Дрозд» негромко ревет и трогается с места, а через десять минут водители машин уже завистливо поглядывают на остановившегося на светофоре мотоциклиста. Он же не задерживается в пробках. Даже сейчас, в вечерний час пик, когда «Яндекс» оценивает заторы в семь или восемь баллов по десятибалльной системе, он выбирается из центра на Кольцевую автодорогу за полчаса. Как ему это удается, прекрасно знают все: езда по разделительным полосам, правда, в данном случае очень медленная и аккуратная. Впрочем, судя по мелькающим лицам автолюбителей, раздражение они все же испытывают. Мало приятного, когда видишь: кто-то с ветерком проедет за 10 минут расстояние, которое они будут преодолевать в духоте в лучшем случае в течение ближайшего полу часа. Но и Данила в пробки полез в виде исключения, специально для «Вечернего Петербурга».

Главное для пассажира мотоцикла, — пожалуй, доверять водителю, обхватив его покрепче. Хорошо, что на нашем «дрозде» есть что-то вроде спинки. И хотя облокотиться на нее не получается, успокаивает само ее наличие.

Езда на высокой скорости и ветер, обдающий тело, дают ощущение абсолютной свободы. Пожалуй, именно отсюда и привычка многих владельцев мотоциклов лихачить. Ведь если автомобиль — самостоятельная система, то мотоцикл как будто дополняет его
владельца.

На резких поворотах он чуть наклоняется, будто тележка на русских горках. Тут же захватывает дыхание, а ноги резко упираются в подножки. Но мгновенно машина выравнивается и едет дальше, еще больше разгоняясь.

— Ни один мотоциклист никогда не станет стоять «в толпе» за автомобилями, но и езда между ними является нарушением Правил дорожного движения, — разводит руками Данила. — Вот поэтому я и предпочитаю заторы объезжать стороной. На мою нынешнюю работу на другом конце города иногда даже на общественном транспорте проще добраться.

На сленге мотоциклистов езда с разрешенной в городе скоростью в 60 километров в час называется «тошнить». Так что лучше уж на метро. А тут еще и ежегодная летняя операция «Мотоциклист»: останавливают сотрудники ГИБДД с плановыми проверками, так что лучше ничего лишний раз не нарушать.

— Я уже почти 20 лет езжу, и статистику о том, что каждый мотоциклист рано или поздно попадает в страшную аварию, точно не подтвержу, — отмечает Данила. — Дело-то не в мотоцикле как средстве передвижения, а в водителе. Я учился на «Иж-Планете-5», старом советском мотоцикле. Не раз улетал в кювет, получал ушибы, царапины и научился безопасной быстрой езде. Некоторые из нынешних байкеров — двадцатилетние парни, которые сразу садятся на навороченную машину, например на японскую технику, нажимают на газ до упора и... дальше все понятно.


Поездка на спортбайке оказалась быстрой, безопасной и захватывающей.


Финиш поездки на стоянке у дома. Здесь работают знакомые Данилы, которые за символическую плату в 50 рублей могут обеспечить на одну ночь достойный присмотр. То же и рядом с работой. За 50 рублей знакомые присматривают за мотоциклом. Иначе, рассказывает Данила, нет никаких гарантий, что мотоцикл останется в целости и сохранности. Очень часто машины уводят и стоянка никак не возмещает их стоимость. В договорах всегда где-нибудь мелким шрифтом оказывается прописан пункт о том, что сотрудники стоянки никакой ответственности ни за что не несут.

Идея оставить мотоцикл под окнами на одну ночь у Данилы вызывает с трудом сдерживаемый смех.

— Уведут же моментально! — объясняет он. — Это в Европе можно припарковаться, даже ключи не вытаскивать и уйти кофе пить. А тут — либо гараж, либо стоянка.

Ирина ПАНКРАТОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ



Статистика происшествий


Ежедневная статистика аварий с участием мотоциклистов отдельно не учитывается, но сообщения о серьезных авариях и происшествиях появляются постоянно. Вот лишь некоторые недавние.

  •  За одну ночь с 4 на 5 июля случилось пять аварий с участием мотоциклистов. Так, на перекрестке проспекта Энгельса и Манчестерской улицы удар байка о «мерседес» был столь сильным, что мотоцикл протащило не только через весь перекресток, но и по трамвайным рельсам. Водителя увезли в больницу в тяжелейшем состоянии.
  •  Утром 23 июня на Васильевском острове произошло столкновение, превратившее мотоцикл в груду металлолома.
  •  В предыдущий день, 22 июня, на Московском проспекте спортбайк на скорости 150 километров в час врезался в трамвай, заворачивавший в депо. Поняв, что столкновения не избежать, мотоциклист завалил байк на бок и влетел колесами под трамвай, но столкновение было такой силы, что его жизнь спасти не удалось.
↑ Наверх