Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Почему самолеты боятся вулканов

Вулканическая пыль работает как абразив, поэтому, попадая в турбинные лопатки двигателя (а они очень тонкие), этот абразив может только за счет одного трения привести их в негодность. К такому же результату приведет попадание пыли и в концентратор напряжения.

Вулкан Эйяфьядлайокудль может «пылить» еще целый год. Эти предположения зарубежных ученых подтвердили специалисты Горного института.

Как рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» заведующий кафедрой минералогии, кристаллографии и петрографии Юрий Марин, вулкан наряду с раскаленной лавой извергает из жерла газы вместе с камнями. И пыль, которая может разноситься на сотни километров. Она, собственно, и пугает авиаторов.

Пыль — это осколки тонких пород, которые составляют основание вулкана. Это может быть вулканическое стекло, с вкраплениями минеральных кристаллов. Она очень похожа на весеннюю петербургскую пыль. С виду безвредная, мелкая, но твердая, она проникает всюду, результаты ее «работы» хорошо видны на полированных боках автомобилей.

 


Чем она опасна для самолетных двигателей, «ВП» объяснили в Государственном университете гражданской авиации. Как рассказал доцент кафедры авиационной техники кандидат технических наук Владислав Тарасов, вулканическая пыль работает как абразив. Поэтому, попадая в турбинные лопатки двигателя (а они очень тонкие), этот абразив может только за счет одного трения привести их в негодность. К такому же результату приведет попадание пыли и в концентратор напряжения. Также на пути вулканической взвеси стоят турбины, а вернее, охладители двигателя. Отверстия в них небольшие. Пыль может их забить. В результате турбинные лопатки могут обгореть. Вулканическая пыль влияет и на то, чем дышат пассажиры. Ведь воздух в салон самолета поступает от двигателя, проходя через кондиционер и фильтры. От абразива кондиционер может сломаться, а фильтры — замусориться. Все это может привести к резкому ограничению подачи воздуха в пассажирский салон.

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх