Газета выходит с октября 1917 года Thursday 9 мая 2024

Почувствуйте разницу!

Федеральные ведомства делают попытки унять рост цен на самые востребованные сегодня антивирусные лекарственные препараты, которые с лета подорожали на 30 — 35 процентов.

Федеральные ведомства делают попытки унять рост цен на самые востребованные сегодня антивирусные лекарственные препараты, которые с лета подорожали на 30 — 35 процентов. На днях Росздравнадзор опубликовал информационное письмо, в котором указал, сколько конкретно должны стоить противогриппозные лекарственные средства в аптечной сети (см. таблицу). Составители документа, видимо, предполагали, что аптечная торговля должна взять под козырек и срочно исполнить предписание надзорной организации.

«Такой привезли!»

По прошествии нескольких дней с момента выхода информационного письма (было время, чтобы сменить ценники), мы проверили 15 петербургских аптек разных торговых сетей и выяснили, что они никак не прореагировали на указания свыше: цены в них разительно отличаются от тех, что рекомендованы в указанном документе. Лишь в двух точках арбидол (10 капсул) стоил 216 рублей (вместо 212). Остальные аптеки будто бы соревновались в том, кто поставит большую цену. Например, в аптеке на Садовой арбидол в той же упаковке стоил 235 рублей, на Невском — 237, по такой же цене продавался этот препарат и в аптеках на Пулковском шоссе и на Богатырском проспекте. Другие противовирусные препараты оказалось не так-то просто найти в продаже, но там, где они были, их цена просто зашкаливала. Например, ингавирин на Невском стоил 591 рубль, а на Ленинском проспекте — 599 рублей! Напомним, что рекомендуемая Росздравнадзором цена этого лекарства — 435 рублей. Чувствуете разницу?

Кагоцела вообще не оказалось ни в одной аптеке. А вот импортный препарат тамифлю, который, кстати, специалисты считают самым эффективным антивирусным средством, в том числе и при лечении свиного гриппа, побил все рекорды дороговизны. В аптеке на Наличной он стоил 1810 рублей, на Малом проспекте — 1816, а на Ленинском — 2770 (рекомендованная цена 1600)!

«Почему препарат такой дорогой?» — поинтересовался корреспондент «Вечернего Петербурга» у работницы аптеки. «Такой привезли», — индифферентно ответила она.

Лишь в аптеке на проспекте Художников тамифлю стоил 1633 рубля.

— На самом деле цена препарата выше. Но мы даем скидки, если покупка стоит более 500 рублей, — гордо сообщила аптечный фармацевт.

Кстати, столь популярные сегодня противогриппозные маски также рекордно подорожали. Еще два месяца назад они стоили 2 рубля 50 копеек, а сегодня уже — 8 — 9 рублей.


Если желанный препарат и есть в продаже, то его цена гораздо выше рекомендуемой.

 


Вам письмо

— Знают ли руководители аптечных сетей о рекомендациях Росздравнадзора? — обратились мы к Татьяне Зайченко, председателю Петербургской фармацевтической ассоциации.

— Разумеется, мы знаем об этом информационном письме. Но оно не является нормативным актом, так что аптеки могут принять его к исполнению, а могут и не принимать. Мы живем в правовом государстве и руководствуемся существующими законами и постановлением губернатора Санкт-Петербурга. А зачем выпустили такое письмо, нам непонятно. Чтобы еще больше накалить и без того сложную обстановку вокруг лекарств?

На вопрос, почему в некоторых аптеках цены завышены сверх всякой меры, Татьяна Зайченко ответила, что с каждым конкретным случаем надо разбираться отдельно.

— Обычно накручивают стоимость фирмы-посредники: чем их больше между производителем и аптеками, тем выше цены. Вот с ними и должны разбираться властные структуры, — пояснила она.

Между тем Министерство здравсоцразвития разместило на своем сайте список жизненно важных лекарств, состоящий из 495 наименований. Как заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, перечень лекарств сформирован с учетом самых распространенных в России заболеваний и на 68 процентов состоит из отечественных препаратов. По словам министра, все лекарства из этого списка пройдут государственную регистрацию цены в соответствии с новым законом «Об обращении лекарственных средств». Закон этот будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства РФ.

Западные бренды наступают

— Регистрация цен на лекарства — это административно-командный метод, он входит в противоречие с рыночной экономикой, которую мы пытаемся строить, — комментирует решение министерства Александр Пушков, заместитель генерального директора одной из петербургских фармацевтических компаний. — В условиях рынка нельзя скомандовать ценам: стой, раз-два. Эта мера сильно ударит как по отечественным производителям медикаментов, так и по дистрибьюторам и затормозит развитие рынка российских лекарств. Наши отечественные производители и так по всем параметрам уступают иностранным конкурентам. Новые отечественные препараты очень трудно продвигать на рынок, знаем это по собственному опыту, так как у наших производителей нет ни тех денег для полноценных рекламных кампаний, ни брендов, как у западных фирм. Государственное регулирование цен может повлечь за собой нежелательные последствия, например дефицит лекарств и появление черного рынка, где препараты будут продаваться втридорога. Мы помним такие времена. В то же время понятно желание властей обуздать цены, но надо искать какой-то разумный компромисс.

— Проблему поможет решить включение в полис ОМС лекарственного страхования, — считает Геннадий Лопатенков, заведующий отделом защиты прав потребителей территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга. — Такой шаг предполагает, что государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту. В этом случае скачки цен на лекарства не будут настолько отражаться на кармане малоимущих слоев населения. Сейчас в правительстве идет работа над соответствующими законодательными документами. Но для того чтобы принять их, требуется провести большую подготовительную работу. Это дело не завтрашнего дня.

Обязательная регистрация цен на жизненно важные лекарства начнется с нового года, а пока тех, кто необоснованно завышает цены, старается приструнить петербургская прокуратура. По результатам последней проверки, сообщает пресс-служба ведомства, в 35 аптеках обнаружено завышение цен в том числе и на жизненно важные препараты. Пойманы на завышении цен и несколько фирм-посредников. Например, в ООО «Промкапитал» выявлено превышение торговой оптовой надбавки до 188,3%. Однако уголовных дел на тех, кто завышает цены, не заведено. Они привлечены лишь к административной ответственности.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх