Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Княжна попала в ледовое шоу

8 ноября в ДС «Юбилейный» покажут первый драматический спектакль на льду «Принцесса Анастасия»

Трагическая судьба царской семьи не дает покоя никому, особенно в последнее время, в свете 400-летия Дома Романовых. Режет слух название спектакля. Насколько всем известно, Анастасия была княжной, и, раз уж на то пошло, то полный титул Анастасии Николаевны звучал как её императорское высочество великая княжна российская. Название же спектакля нас словно отправляет к мультфильму «Анастасия», снятому на студии «Уолт Дисней» в 1997 году. Но, по словам Елены Бережной, художественного руководителя Ледового театра, спектакль с мультипликационной сказкой ничего общего не имеет. Хотя нам кажется — что у американцев, что в случае со спектаклем, созданным Ледовым театром, — псевдоисторичность зашкаливает, зрителю предлагают «совсем свою» версию событий: в основу сюжета ложатся хитросплетения любви, вспыхнувшей между спасшейся чудом принцессой и офицером.

Елена Бережная: «Лед способствует вдохновению».

Но вопрос в другом: получился спектакль или нет? То, что показали журналистам, на наш субъективный взгляд, всего лишь набор красивых элементов из фигурного катания. В принципе артисты отлично смотрелись бы и радовали глаз своей грациозностью, легкостью, если бы их не заставляли вписываться в формат драматического представления. Да и чекистский стол на льду — это слишком. Чтобы прояснить для себя ситуацию, корреспондент «ВП» задал несколько вопросов Елене Бережной.

— Насколько сложно было перенести спектакль на лед, все продумать?
— У нас работают талантливые люди, жаждущие творить. Хореографией занимался Станислав Вальчук, который, собственно, и перенес всю пластику на лед. Первые опыты мы ставили на пластиковом льду, размером десять на восемь. Да, необходимо было перестроить всю концепцию спектакля. Но лед — это лед, он способствует вдохновению. Молодые талантливые артисты, работающие в мировых шоу, заново написанная музыка и тексты должны, по идее, помочь зрителю проникнуться происходящим.

— С какими трудностями вы столкнулись при работе над этим спектаклем?
— Главной проблемой, как и всегда, было то, что у нас нет своей площадки и поэтому нам приходится арендовать лед — например, как здесь и сейчас. Обычно для репетиций мы снимали лед с нуля часов и до шести утра. Так что сами понимаете, как такой режим работы сказывался на продуктивности. Причем днем все были заняты другими делами.

— Что такое балет на льду?
— Ну, на пуантах мы там прыгать не будем! На самом деле балет на льду — это костяк нашего Ледового театра. Да, у нас есть солисты, и в то же время есть артисты, на которых держится весь спектакль: они должны выполнять свои задачи очень четко, без всяких эмоций.

— Пригодился ли вам опыт олимпийской чемпионки в работе над этим спектаклем?
— Несомненно! Он сработал при выборе музыки, при компоновке элементов фигурного катания и выборе спецэффектов: опыт подсказывает мне, что при соединении всех этих частей должен получиться один качественный продукт.

— Каковы ваши творческие планы?
— Мы планируем поставить еще два спектакля: «Юнона» и «Авось» и «Тысяча и одна ночь». Их зрители смогут увидеть уже в ноябре — декабре этого года. В «Юноне» и «Авось» будет использована музыка Алексея Рыбникова, зазвучит голос Николая Караченцова. Всем известная история будет перенесена на лед в обрамлении вновь изобретенных декораций и интереснейших спецэффектов.

— Что из спецэффектов будет использовано в грядущей постановке? Что удивит зрителя?
— Если кто-то смотрел «Оперу на льду», то отчасти сможет себе представить, что мы планируем сделать: зритель попадет в эпоху, воссоздаваемую не с помощью громоздких декораций, которые кто-то откуда-то будет вытаскивать, а в мир, сотканный из видеопроекций на лед, видеоэкранов и контентных видеосюжетов, дополняющих историю. Применение всех этих технологий позволяет быстро перемещать зрителя из одного помещения в другое: будь то одна или другая сторона улицы, банкетный зал или чистое поле. Картинка меняется очень быстро, не давая зрителю потерять накал страстей.

Что ж, теперь у нас начинает выстраиваться общая картина данного спектакля. Видимо, упор на спецэффекты столь велик, что в «голой» атмосфере чистого белого льда историю рассказать не получается: повествование рассыпается на составляющие его хореографические номера, которые, увы, ничего не говорят зрителю. Тут же в памяти всплывает мысль, не так давно высказанная Рудольфом Фурмановым, худруком Театра «Антреприза им. Андрея Миронова» в юбилейном интервью нашей газете: «Художественный драматический театр может считаться таковым, когда основная нагрузка проходит через актера, когда актер на сцене главный, и если убрать эффекты, то ничего не изменится». Но если вы хотите просто посмотреть красочное шоу, то этот спектакль стоит потраченных денег и времени.

↑ Наверх