Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Подконтрольные таблетки

Правительство России окончательно решило взять под контроль рынок лекарственных средств. Премьер-министр подписал постановление, в соответствии с которым вводится обязательная государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на жизненно важные лекарства.

Правительство России окончательно решило взять под контроль рынок лекарственных средств. Премьер-министр подписал постановление, в соответствии с которым вводится обязательная государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на жизненно важные лекарства. При этом во всех субъектах Федерации будет действовать единая методика определения таких цен.

Министерство здравоохранения и социального развития должно также до 1 октября этого года внести в правительство РФ предложения, направленные на дальнейшее совершенствование механизма регулирования цен на лекарственные средства. Они должны содержать в том числе порядок осуществления контроля соблюдения зарегистрированных предельных отпускных цен производителя, а также предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим ценам.

До конца этого месяца, по словам директора Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России Дианы Михайловой, на рассмотрение в правительство и Думу будет передан законопроект «Об обращении лекарственных средств», предусматривающий все то же госрегулирование цен на жизненно важные лекарства.

Здоровье — дороже

Зашевелиться правительство заставил устойчивый рост цен на таблетки и микстуры в первой половине этого года. По официальным данным, лекарства подорожали за полгода на 18,3%. «Значительно больше, чем на другие товары и услуги», — отметил на июльском заседании кабинета министров Владимир Путин. При этом премьер-министра возмутило, что цена на одно и то же лекарственное средство в различных областях отличается в 2 — 3 раза. «Это ясно говорит о том, что порядка здесь нет», — констатировал он.

А ведь еще в феврале правительство начало предпринимать попытки договориться с участниками рынка. Замглавы Росздравнадзора Елена Тельнова сообщила тогда, что ее ведомство совместно с Федеральной службой по тарифам проводит консультации с поставщиками и продавцами лекарств. Планировалось убедить их временно зафиксировать максимальные отпускные цены и торговые надбавки — «пока не пройдено дно кризиса».

Однако договориться явно не удалось. По крайней мере в мае цены возросли на 11,5%. В июне, правда, по официальным данным, они снизились на 0,16%. Но, право же, на фоне предыдущего подорожания такое уменьшение выглядит даже не смешным. Тем более лето — время, когда спрос на лекарства все же ниже. Тем не менее в 11 субъектах Федерации медикаменты продолжали дорожать. Рекорд здесь принадлежит Санкт-Петербургу — 5,7%. Наш город ухитрился обогнать даже Москву (4,7%).

И происходит это, как выяснили, начав проверки, представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в первую очередь за счет торговых наценок. В среднем они составляют около 28% закупочной цены. Однако в Северо-Западном федеральном округе, к примеру, надбавка составляет в среднем 31,5%. И вообще, по данным ФАС, в 31 регионе размер фактической торговой надбавки превышает расчетный показатель.

В 22 регионах антимонопольщики уже возбудили соответствующие дела. Петербург до недавнего времени в их число не попадал. Однако с конца июля начались массовые проверки, к которым подключилась и прокуратура. И вот на сайте прокуратуры Санкт-Петербурга появились первые сообщения об обнаруженных нарушениях. Выявлено уже четыре случая — в Кировском, Адмиралтейском, Центральном и Петроградском районах. Причем все это — не мелкие аптеки, а вполне солидные сети.

А в Ленинградской области, по мнению прокурорских работников, сами предельные надбавки установлены слишком большие. По крайней мере они выше, чем в соседнем Петербурге, где расположены основные поставщики лекарств. И прокуратура предложила губернатору решить вопрос о снижении предельного уровня надбавок.
Хотим подешевле, получаем подороже

Пример Ленинградской области как раз работает в пользу тезиса премьер-министра, который заявил, что методика расчета предельных цен должна быть единой для всех регионов. В итоге решили с 1 марта следующего года предельные цены определить и зафиксировать.

Правда, для кого? Для отечественных производителей. К 1 января 2011 года то же самое хотят сделать с иностранными производителями. Хотя последнее вообще-то — из области фантастики. Делать больше иностранным производителям нечего, как фиксировать у нас свои цены. Да еще и в рублях. Кто его там знает, какой завтра будет курс «деревянного»?

Нужно помнить: все меры по регулированию цен будут применяться только к категории так называемых жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). К таковым относятся шесть с половиной сотен медикаментов: противовоспалительных и обезболивающих, сердечных, антиаллергических, успокоительных и так далее. Те, которые давно используются, известны всем и относительно дешевы. И которые наши врачи не очень любят выписывать. Впрочем, теперь люди в России сами начинают требовать более дешевых таблеток. Кризис сказывается. По социологическим исследованиям компании «КОМКОН-Фарма», с такими просьбами за последние месяцы столкнулись 80% фармацевтов и 65% врачей. Опрос проводился в 22 городах.

При этом именно на рынке дешевых препаратов рост цен был более существенным, чем на рынке дорогих. По статистике, цены в июне 2009 года на дешевые лекарства увеличились на 0,12%. В то время как на препараты с начальной стоимостью более 500 руб. за это же время цены снизились на полпроцента.

Хотим как лучше…

Так к чему же может привести госрегулирование? Диана Михайлова уверена: «Цены на жизненно важные препараты понизятся». Ее министр Татьяна Голикова убеждена: «Предварительные оценки и расчеты дают возможность предположить, что в результате предложенных мер лекарства станут дешевле на 20%».

Это официальная точка зрения. Эксперты считают: не все так благополучно. Цены на лекарства в значительной степени зависят от курса рубля, поскольку они у нас либо импортные, либо делаются из импортной субстанции. А курс у нас все время прыгает. Раз так, импортеры-фармацевты будут стремиться от этих прыжков застраховаться и постараются поднять цены. И обосновать для чиновников, что другими они быть и не могут. А поскольку без ввоза медикаментов нам не обойтись, властям придется «подвинуться».

Если же такой маневр не удастся, продавцам лекарств останется одно: повысить цены на товары, не входящие в список ЖНВЛС. Тут уж не знаешь, что лучше.

И еще. Как обойти лимит на торговую наценку — давно известно. Просто нужно этот товар перепродать друг другу несколько раз. А нынешние аптеки и так редко покупают медикаменты непосредственно у производителей. О чем говорит, к примеру, опыт Петербурга. По словам заместителя председателя комитета по здравоохранению Захара Голанта, в городе лицензии на оптовые закупки медикаментов имеют около 3,5 тысячи фирм. При этом прямые контакты с производителями есть не более чем у тридцати. Чем занимаются остальные? Правильно — перепродают медикаменты.

Тут уж вводи не вводи лимиты, цены на лекарства все равно будут расти. На здоровье-то даже в кризис не очень поэкономишь.

↑ Наверх