Пока «Титаник» плывет
Если в России кто-то пишет пьесу про корабль, то непременно получается пьеса о катастрофе. «Васса Железнова» Горького — яркий тому пример. Пьесу поставил в табаковском МХТ петербургский режиссер Лев Эренбург. И теперь — 24 и 25 июня — спектакль покажут на сцене БДТ.
Если в России кто-то пишет пьесу про корабль, то непременно получается пьеса о катастрофе. «Васса Железнова» Горького — яркий тому пример. Пьесу поставил в табаковском МХТ петербургский режиссер Лев Эренбург. И теперь — 24 и 25 июня — спектакль покажут на сцене БДТ.
Несгибаемую хозяйку нижегородского пароходства в нем играет Марина Голуб — актриса мощного темперамента, выходящая на главную театральную сцену страны и Гертрудой, и Селией Пичем. И, как уверяют очевидцы, в спектакле Эренбурга Голуб сыграла едва ли не самую драматичную свою роль. Мастер физиологических гэгов, впрочем работающих на общий результат, Эренбург, где бы он ни ставил, препарирует героев, вытаскивая на поверхность всю их подноготную. Так он работает в петербургском НДТ, который строит вместе с учениками уже десятилетие, так поставил «Грозу» в Магнитогорске — спектакль — лауреат Гран-при «Золотой маски-2008». И со всеми персонажами известной горьковской пьесы он поступил так же: они на сцене совокупляются, испражняются, моются, сморкаются и т. д. Словом, по сути мало чем отличаются от крыс, которые, покидая корабль перед крушением, попадаются в многочисленные расставленные на подмостках мышеловки. А вот саму Вассу Железнову Эренбург на сей раз оставил в покое — видимо, увидев в ней существо, сохранившее наибольшее количество человеческих черт. И Марина Голуб, вполне сознавая ответственность за нравственный уровень человечества, тянет свою лямку до самой смерти героини и делает это, как говорят, грандиозно.
Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ