Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Покупатели научились считать деньги


Магазины с трудом заманивают народ скидками

Корреспондент «ВП» задалась вопросом: действительно ли сейчас — в период скидок — можно купить высококачественную, модную вещь по максимально низкой цене? И отправилась на распродажи.


500 рублей — в подарок

Объявления о скидках и сейлах вывешены буквально на каждом магазине. Что они только не придумывают, чтобы заманить покупателей. Вот на витрине красуется формула: «1 плюс 1 равняется 3» и дальше — расшифровка: «При покупке двух вещей третья — бесплатно». А рядом обещают при покупке пальто за 2490 рублей 500 рублей в подарок. «Как это в подарок?» — делая наивные глаза, спрашиваю у продавца. «Это значит скидка 500 рублей», — нервно объясняет она.
«А почему так и не написать? На самом-то деле никакого подарка нет», — допытываюсь я. «Спросите у нашего начальства», — недовольно отвечает дама.
У ступенек  магазина, расположенного в полуподвальном помещении, сидит на табуретке горластая тетенька и громко зазывает прохожих: «Отличный трикотаж: трусы, майки, футболки, носки — по низким ценам! Заходите, покупайте!» Про отличный трикотаж — это она лукавит. Трикотаж — обычный, китайский и турецкий. Но скидки действительно существенные — 30 и 50 процентов. Однако вскоре убеждаюсь, что по самым низким ценам магазин все-таки сбывает залежалый товар — либо неходовые размеры, либо товар, мягко говоря, странной расцветки. Правда, с большими скидками продаются носки и варежки, но думаю, кому было нужно, обзавелись ими еще осенью.

Или цвет не подходит, или нужного размера нет

Вообще, несмотря на хитрости торговли, народ в магазины не ломится.
— Торговым организациям  надо освободить место под новые весенне-летние коллекции, поэтому каждый год примерно до марта — повсюду скидки, — объясняет продавщица отдела верхней одежды. — Но не скажу, что скидки резко увеличили поток посетителей. Да, в выходные покупателей процентов на двадцать стало больше, чем, например, было осенью, а в будни — как обычно в течение года. Вот перед Новым годом был бум. Люди все денежки потратили за праздники, и сейчас кошельки пустые, поэтому даже со скидками покупки многим не по карману. Стоим — скучаем, хотя на демисезонные пальто у нас скидка до 50 процентов.
Ободренная этой информацией, устремляюсь к понравившейся модели, но продавщица делает огорченное лицо: «К сожалению, это — новая коллекция. На нее скидок нет. Распродаем только пальто из прошлогодней коллекции». Перебираю вешалки с прошлогодними моделями. Но выбрать что-то трудно: то оказывается, что понравившаяся вещь неподходящего цвета, а если цвет подходит, то нужного размера нет.
Завязываю разговор с покупательницей, которая тоже интересуется демисезонными пальто.
— Я пришла сюда совсем не из-за скидок, — сообщает она. — Обычно иду в магазин не просто за покупками и не с целью сэкономить, а за определенной вещью. Если нахожу то, что мне нужно, могу заплатить и побольше. Если на это изделие есть скидка — что ж, хорошо, если нет — это меня не волнует.
Другая покупательница  скептически машет рукой: «Все эти скидки — надувалово. Перед Новым годом цены задирают, а после праздников снижают. Вот вам и все скидки».
С нею не согласна девушка, назвавшаяся Натальей: «Я специально жду скидок в брендовых, но не очень дорогих магазинах. Как правило, заранее присматриваю себе сразу несколько вещей и, когда начинаются распродажи, прихожу и покупаю. Конечно, не всегда вещи висят до распродажи, но все же в магазинах, где продают не дешевый китайский ширпотреб, а одежду европейских марок, можно купить хорошую вещь и очень недорого во время скидок».

Может, за углом дешевле?

Однако корреспондент «ВП» убедилась, что и солидным магазинам не стоит доверять безоглядно. Например, в крупном торговом центре модные нынче меховые ушанки с кожаным верхом продавались по четыре с лишним тысячи, а в магазине классом пониже — те же шапки предлагали по 2,5 тысячи. Впрочем, дешевые магазины мухлюют по-своему.
В одном из них я увидела сумочки, на которых висели по два крупно нарисованных ценника — «1000 руб.» и «500 руб.». Или — «1200 руб.» и «600 руб.». Старая цена и новая — со скидкой. Сами сумочки были из искусственной кожи, модели десятилетней давности и явно не тянули ни на 1000, ни на 1200. И очевидно, что никогда столько не стоили. Этот ход  рассчитан на слишком доверчивого и наивного покупателя, который даже отдаленно не следит за тенденциями моды и не отличает качественный товар от захудалого. Неужели такие еще существуют?
Одна из покупательниц категорично заявила корреспонденту «ВП»: «Цена со скидкой — это и есть себестоимость товара. Поэтому круглый год нас дурачат, а два месяца продают вещи по реальной цене».
Тут должны разбираться экономисты, но в любом случае у нас — рынок и товары продаются по тем ценам, по которым покупаются. И все же нам, потребителям, конечно же, хочется купить вещь получше и подешевле. И в период скидок это в принципе можно сделать. Но придется потратить немало времени, так как, чтобы найти то, что нужно, следует терпеливо обойти как можно больше магазинов и получить представление, что, где и почем продается. А потом выбрать оптимальный вариант сочетания цены и качества, как говорят специалисты. Бросаться на первую попавшуюся вещь из-за привлекательной цены не советуем, потому что за углом эта вещь может продаваться дешевле или вы увидите что-то более подходящее, а деньги будут уже потрачены.

Светлана ЯКОВЛЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Хамство уходит в прошлое


Начальник отдела маркетинга петербургского офиса сети магазинов известного бренда Дмитрий Половцев: 
— Головной офис нашей сети в прошлом году заказал международной  маркетинговой организации проведение анализа отношения российских покупателей к скидкам. Всем известно, что после кризиса 2008 года покупательский спрос резко снизился и не восстановился до сих пор. Так вот исследования показали, что количество людей, экономящих на покупках, увеличилось на 13%, а число тех, кто ходит за покупками ради удовольствия, уменьшилось на 9%. Стало больше тех, кто рационально относится к шопингу. Мы это ощущаем на своем опыте: периоды скидок уже не вызывают такого ажиотажа, как, например, в середине 2000-х. Покупатели лучше реагируют на скидки в течение сезона, то есть в тот момент, когда та или иная одежда реально нужна. Раньше больше закупали впрок. Сейчас этого нет. При этом нельзя сказать, что наши постоянные покупатели стали посещать более дешевые магазины, однако теперь они приходят к нам реже и уже не просто за покупками, а за конкретной вещью, тщательно выбирают и продумывают, насколько эта вещь нужна им в данный момент.
Российские покупатели стали намного практичнее, они уже не боятся показать, что умеют считать. И выбирая, например, несколько вещей, часто обращаются на кассу с просьбой посчитать, сколько будет стоить вся покупка. Поведение отечественного покупателя все более походит на поведение западного. Это свидетельствует о том, что выросло поколение, которое не знало, что такое дефицит. С другой стороны, старшее поколение стало забывать об очередях и о том же дефиците и стало привыкать с изобилию и к тому, что можно в любой момент найти подходящую вещь по доступной цене.
Более того, российские покупатели стали грамотнее и научились диктовать свои условия торговле. Они уже видят, когда цена на вещь искусственно завышена, и не станут ее покупать. Одна из причин отказа покупать одежду, как показали те же исследования, — невежливость продавцов. Так что хамство в магазинах — пережиток советской эпохи — также уходит в прошлое.

↑ Наверх