Полет: не виденный, но исполненный
До 28 марта в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Эхо «Русских сезонов» в рамках традиционного цикла «Поднесение к Рождеству». На этот раз она посвящена 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.
До 28 марта в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Эхо «Русских сезонов» в рамках традиционного цикла «Поднесение к Рождеству». На этот раз она посвящена 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.
Что подносят в Рождество посетителям Эрмитажа? Конечно же, фарфор! Это происходит с 2002 года, когда музей Императорского фарфорового завода стал одним из отделов Эрмитажа. На самом деле традиции поднесений гораздо больше лет: с конца XVIII века в Рождество и на Пасху императорские заводы изготавливали для царской семьи изделия с тематикой праздников, и для их демонстрации отводился один из залов Эрмитажа. «Нет-нет, это не были подарки: вся продукция заводов и так принадлежала царской семье», — поправила одного из журналистов Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.
Современные поднесения отличаются от прежних: проходят всего раз в год, открываясь 25 декабря — как пошутил на церемонии открытия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «в Рождество номер один», да и тема выставок — не праздник как таковой. Нынешняя выставка посвящена театру, и в первую очередь — балету. Кстати, хотя «Русские сезоны» ассоциируются со знаменитыми фокинскими балетами, в которых блистали Карсавина и Нижинский, «Сезоны» — это еще и выставка русского искусства в 1906 году, Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова и Глазунова, прошедшие в 1907-м, оперные постановки 1908-го, когда Шаляпин поразил парижан своим Борисом Годуновым. А балеты — «Шехеразада», «Жар-птица» и другие — были поставлены и показаны позже, в 1910-м. Так что столетие «Сезонов» по-хорошему следовало праздновать в течение четырех последних лет непрерывно — это не шутка, они того стоят.
По традиции Императорский фарфоровый завод для каждого «Поднесения» делает специальную композицию, которую потом дарит музею (теперь музей и завод — разные организации). В этом году композиция называется, разумеется, «Русские сезоны»: она состоит из блюда с изображением Тамары Карсавиной, фарфоровых «смятой» программки спектакля «Одалиска», пачки папирос и коробка спичек (из песни слово не выкинешь: тогда курить было модно, потому что еще не знали, как это вредно).
Когда мы смотрим на фигурки балерин и танцовщиков, нам в голову не приходит, что художники создавали весь этот фарфоровый балет… исключительно по фотографиям: Дягилеву так и не удалось привезти свои «Русские сезоны» в Россию. Именно этим объясняется название выставки: не сами «Сезоны», а всего лишь их эхо. Причем эхо оказалось действительно долгим: например, статуэтка «Танцовщик Михаил Фокин в роли Ивана-царевича в балете «Жар-птица» изготовлена в 1951 году.
Благодаря «Русским сезонам» в европейской моде появился стиль «а-ля рюс», а в России — фарфоровые статуэтки, чуть манерные, но все равно прекрасные — пусть это всего лишь раскрашенные фотографии из пожелтевших старых газет.
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
Метки: Выставки Эрмитаж Искусство
Важно: Правила перепоста материалов