Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Полет: не виденный, но исполненный

До 28 марта в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Эхо «Русских сезонов» в рамках традиционного цикла «Поднесение к Рождеству». На этот раз она посвящена 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.

До 28 марта в Арапском зале Зимнего дворца открыта выставка «Эхо «Русских сезонов» в рамках традиционного цикла «Поднесение к Рождеству». На этот раз она посвящена 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.

Что подносят в Рождество посетителям Эрмитажа? Конечно же, фарфор! Это происходит с 2002 года, когда музей Императорского фарфорового завода стал одним из отделов Эрмитажа. На самом деле традиции поднесений гораздо больше лет: с конца XVIII века в Рождество и на Пасху императорские заводы изготавливали для царской семьи изделия с тематикой праздников, и для их демонстрации отводился один из залов Эрмитажа. «Нет-нет, это не были подарки: вся продукция заводов и так принадлежала царской семье», — поправила одного из журналистов Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.


Анна Павлова в роли Жизели. Модель С. Н. Судьбинина. 1914.


Современные поднесения отличаются от прежних: проходят всего раз в год, открываясь 25 декабря — как пошутил на церемонии открытия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «в Рождество номер один», да и тема выставок — не праздник как таковой. Нынешняя выставка посвящена театру, и в первую очередь — балету. Кстати, хотя «Русские сезоны» ассоциируются со знаменитыми фокинскими балетами, в которых блистали Карсавина и Нижинский, «Сезоны» — это еще и выставка русского искусства в 1906 году,  Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова и Глазунова, прошедшие в 1907-м, оперные постановки 1908-го, когда Шаляпин поразил парижан своим Борисом Годуновым. А балеты — «Шехеразада», «Жар-птица» и другие — были поставлены и показаны позже, в 1910-м. Так что столетие «Сезонов» по-хорошему следовало праздновать в течение четырех последних лет непрерывно — это не шутка, они того стоят.


Блюдо «Фавн». По эскизу Л. С. Бакста. 1926.


По традиции Императорский фарфоровый завод для каждого «Поднесения» делает специальную композицию, которую потом дарит музею (теперь музей и завод — разные организации). В этом году композиция называется, разумеется, «Русские сезоны»: она состоит из блюда с изображением Тамары Карсавиной, фарфоровых «смятой» программки спектакля «Одалиска», пачки папирос и коробка спичек (из песни слово не выкинешь: тогда курить было модно, потому что еще не знали, как это вредно).


Влюбленные. Модель и роспись К. А. Сомова. 1905.


Когда мы смотрим на фигурки балерин и танцовщиков, нам в голову не приходит, что художники создавали весь этот фарфоровый балет… исключительно по фотографиям: Дягилеву так и не удалось привезти свои «Русские сезоны» в Россию. Именно этим объясняется название выставки: не сами «Сезоны», а всего лишь их эхо. Причем эхо оказалось действительно долгим: например, статуэтка «Танцовщик Михаил Фокин в роли Ивана-царевича в балете «Жар-птица» изготовлена в 1951 году.

Благодаря «Русским сезонам» в европейской моде появился стиль «а-ля рюс», а в России — фарфоровые статуэтки, чуть манерные, но все равно прекрасные — пусть это всего лишь раскрашенные фотографии из пожелтевших старых газет.

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх