Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Полгода плохая погода

«Дождливая» выставка, открывшаяся в Невской куртине Петропавловской крепости, обречена на успех.

«Погода немного подвела нас, — то ли в шутку, то ли всерьез сказала на открытии выставки «Дождь» в Петропавловской крепости замдиректора по науке Юлия Демиденко. — Ясное дело, мы рассчитывали на то, что пойдет дождь!» Впрочем, погодка все равно была «в тему»: серое небо хмурилось, ветер неистовствовал.


Резиновые сапожки в нашем климате не роскошь, а насущная необходимость.


Выставка начинается еще у входа: гостей встречают закутанные в яркие дождевики памятники архитектуры Петербурга. Это инсталляция «Прогулка» Юлии Августинович, в которой здания и памятники Петербурга предстают «очеловеченными», тоже страдающими от дождя и промозглой сырости.


Жаль, что на настоящие здания дождевик не накинуть...


Внутри — глаза разбегаются: 200 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, а также плащи, резиновые сапоги и зонты из богатейшего костюмного фонда Музея истории Санкт-Петербурга.

Петербуржцы — гордый народ. Только они могут преданно любить то, что у нормальных людей вызывает лишь досаду, будь это обшарпанные дворы-колодцы или вечная морось. И только петербуржцы, подняв повыше воротник намокшего плаща или надвинув поглубже капюшон, могут не просто бежать по делам, а с удовольствием прогуливаться в проливной дождь, любуясь городом.


На выставке можно полюбоваться старыми плащами в витринах и новыми — на посетителях.


На тему этой странной любви — фотоколлаж современных художников Елены Евсиной и Алексея Кузнецова: известные петербургские здания, чьи фасады украшены скульптурами. В руках у статуй — зонтики.

На выставке можно полюбоваться старыми плащами из габардина и шелка, многие из которых и сегодня еще выглядят вполне прилично и даже элегантно.

На манекене красуется итальянский плащ-«болонья», который появился в Ленинграде в 1962 году. И сразу стал страшным дефицитом и мечтой всех модниц и модников. К плащу прилагались косыночка (для женщин) и беретик (для мужчин). Пустячок — а приятно!

«Как упоительно калошей лякать в слякоть!» — строчка из стихо-творения Андрея Белого стала эпиграфом к разделу выставки, где выставлены калоши, резиновые боты и сапоги, которые пользовались у петербуржцев огромным спросом. Да и как могло быть иначе в городе, где в году 115 дней идет дождь, а 111 — снег или фирменный петербургский «коктейль»: снег пополам с дождем?

Что произошло с калошами после революции, мы знаем по знаменитой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Их украли, и, как подозревал профессор Преображенский, сделали это представители пролетариата. Говорить о красоте калош не приходится. Один вид классических калош на красной байковой подкладке, изобретенных организатором Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры Краузкопфом, вызывает содрогание. Зато среди резиновых ботиков и сапожек попадаются весьма эффектные экземпляры, которые понравились бы любой моднице.

Дождевики для кошек и собак

На радость публике, в день вернисажа состоялось дефиле, где маленькие собачки — чихуахуа и йорки, а также кошки продемонстрировали новую коллекцию известного модного дома.

Они-то со своими красивыми хозяйками и стали звездами вернисажа, выдержав внимание посетителей, многие из которых так и норовили потискать крошек, и атаку фотографов и телеоператоров.

Маргарита, хозяйка рыжего чихуахуа Мафиозо, наряженного в голубой комбинезон, рассказала корреспонденту «ВП», что они нередко участвуют в показах мод. Собачки умеют носить не только дождевики, но и вечерние наряды и шляпки, а у некоторых в гардеробе есть даже шубки из натурального меха.

Но меня потрясли не собаки, дрессировать которых не бином Ньютона, а коты — как известно, не поддающиеся дрессуре.

Живой символ Музея кошки сфинкс Бенедикт вел себя как опытнейший манекенщик, за плечами которого дефиле в Париже, Милане и Лондоне. А на окружающую его суету взирал с каким-то самурайским спокойствием.


Всем нужна защита от дождика!


Прямая речь

«Мы увидели декорации к фильму «Сталкер»!»

О знаменитом предприятии «Красный треугольник» корреспонденту «ВП» рассказала Юлия Демиденко, замдиректора Музея истории Санкт-Петербурга по науке:

— Многие вещи, которые вы видите на выставке, представляют продукцию «Красного треугольника». Предприятие ведет свою историю с 1860-х годов, тогда оно называлось Товариществом российско-американской резиновой мануфактуры. В начале прошлого века предприятие получило название «Треугольник». Выпускаемая здесь продукция — и резиновая обувь, и другие резиновые изделия — пользовалась огромным спросом не только в России, но и в Европе и даже в Азии. Между прочим, здесь делали первые в России презервативы: еще до революции!

В Первую мировую «Треугольник» выпускал одежду и обувь для военных.

После революции фабрика стала называться «Красным треугольником».

Сейчас предприятие прекратило свое существование. Никогда не забуду, как в 2004-м нам позвонили с фабрики и попросили спасти хотя бы часть экспонатов музея разгромленного предприятия. Мы с бывшим директором Борисом Аракчеевым тут же рванули на фабрику. То, что мы увидели, напоминало фильм Тарковского «Сталкер»: с потолков капала вода, везде грязь и запустение. А в этой грязи свалены как попало экспонаты. И мы взяли с собой все, что могли. Если бы мы чуть-чуть промедлили, спасти экспонаты уже не удалось бы.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх