Полифония Пастернака
Мастер-класс на одном из музыкально-педагогических факультетов. Задание будущим педагогам — рассказать студентам о своем любимом произведении.
Мастер-класс на одном из музыкально-педагогических факультетов. Задание будущим педагогам — рассказать студентам о своем любимом произведении.
Девушка начинает урок следующим образом: «Сегодня мы будем слушать кантату Свиридова на стихи Пастернака «Снег идет». В ней использованы три стихотворения Пастернака. Первое — «Снег идет», в нем изображается зимний пейзаж. Второе...»
Придется вмешаться.
Я уточняю, действительно ли первый стих — только зимний пейзаж.
Получаю утвердительный ответ. Давайте попробуем заново прочесть это стихотворение.
Или, как говорил Станиславский, «откроем текст».
У Пастернака в поэзии есть то, что музыканты называют полифонией, или многоголосием. Главный герой стиха не снег (это только один из трех голосов), а человек, который спускается по черной лестнице и стремится выйти на улицу через черный ход. Существует и третий голос — безостановочности жизни.
А теперь прочтем стих, который состоит из трех разных голосов.
1 — снег, 2 — побег, 3 — бег времени.
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам
в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все
в смятенье,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной
площадки,
Крадучись, играя
в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток
краткий,
Смотришь, там
и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним,
стопами теми,
В том же темпе,
с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть,
проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все
в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Это стих о снеге, о человеке, который через черную лестницу быстро крадется вниз, спасаясь от ареста, и о быстротечности жизни. Отсюда сложный и темный образ, повторяющийся дважды «перекрестка поворот» (то есть ситуация, переворачивающая жизнь).
Вот почему за безобидным (только с первого взгляда) стихом «о снеге» Свиридов использует во второй части кантаты запрещенный в те времена стих Пастернака под названием «Душа»:
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.
Этот стих — скорбь по убиенным в страшные годы ГУЛАГа.
Теперь первая и вторая части кантаты выглядят так: «Снег идет» — попытка бегства, «Душа» — судьба тех, кому не удалось
убежать.
И «черная лестница» в стихе о снеге — это аллюзия на стихотворение «Ленинград» погибшего в ГУЛАГе Осипа Мандельштама.
Помните это?
Я на лестнице черной живу,
и в висок
Ударяет мне вырванный
с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду
гостей дорогих,
Шевеля кандалами
цепочек дверных.
Наконец, третий стих, избранный Свиридовым для последней части, — «Ночь» из романа «Доктор Живаго».
Как известно, он заканчивается так:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.
Итак, попытка спастись от смерти, смерть и бессмертие — вот что такое три стиха Пастернака в кантате Свиридова.
...И только теперь можно говорить о музыке.
Пятница с Михаилом Казиником