Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Полоса препятствий для незрячих

Сегодня, 13 ноября, в Международный день слепых, петербургские студенты и школьники проведут на Малой Садовой улице акцию «Жизнь без границ». Молодые люди предложат прохожим закрыть глаза и попробовать пройти по улице несколько метров, ориентируясь в пространстве лишь при помощи белой трости и интуиции.

Сегодня, 13 ноября, в Международный день слепых, петербургские студенты и школьники проведут на Малой Садовой улице акцию «Жизнь без границ». Молодые люди предложат прохожим закрыть глаза и попробовать пройти по улице несколько метров, ориентируясь в пространстве лишь при помощи белой трости и интуиции.

Испытать на себе, каково приходится слепому в Петербурге, можно будет с 11.00 до 13.00.

Не все слепые ходят с белой тростью

— Так, вы будете переходить улицу или нет? — напористо поинтересовался стоящий рядом пожилой товарищ.

На светофоре был красный. Вечно эти пенсионеры спешат свалиться под колеса машин, на что и пришлось указать недисциплинированному пешеходу. Пенсионер не обиделся. Ответил, что он слабовидящий и просто просит помочь перейти дорогу. И если я ее тоже намерена переходить — то почему бы и нет? Почему не сделать это вместе?

Тут же представился: Владимир Яковлевич Бенцианов, 74 года, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ, летом за два месяца прошел пешком более двух тысяч километров от Петербурга до Тоцкого полигона в Оренбургской области, где в 1954 году был очевидцем ядерных испытаний. Мир тесен — летом Владимир Яковлевич был героем публикации «Вечернего Петербурга», в качестве участника этого пешего перехода. В публикации, правда, не упоминалось о слепоте героя. Бенцианов сердится, когда его называют инвалидом, пусть даже и по зрению.

— Вы видите хотя бы очертания предметов? — спрашиваю его.

Да, говорит он. Контур здания слева. Чуть-чуть цвет моего пальто справа. Мы встаем на следующем перекрестке, на пешеходном переходе. Поскольку Владимир Яковлевич белой тростью не пользуется — из принципиальных соображений, — машины нас не пропускают. Как этот человек вообще передвигается по городу?


— Я каждый День Победы прохожу по Невскому в колонне строевым шагом! — заводится Бенцианов на мой вопрос «как».

Но повседневная жизнь слепых — это ведь не прогулка маршем по оси Невского проспекта.

«Мы разбиваем лица, зубы, колени»

— Когда у нас в городе говорят о создании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, то почему-то имеют в виду сооружение одних пандусов, въездов для инвалидных колясок, — рассказывает Алексей Колосов, председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества слепых. — Между тем для нас самая острая проблема — это само передвижение по улицам. По тротуарам ходить невозможно!

Алексей Борисович перечисляет основные преграды: рекламные тумбы, столбы, закрепленные на стенах домов телефонные будки — строительные нормы и правила обязывают, чтобы пространство под ними и перед ними было выделено возвышением, другим рельефом. В Петербурге это правило повсеместно нарушается. Даже при реконструкции дорог, она же модернизация, никто не вспоминает о нормах, специально разработанных для безопасного передвижения незрячих. Кто хочет оспорить это утверждение — добро пожаловать, например, на улицу Академика Лебедева. Там только что сделали новое покрытие на тротуарах. Как стояли рекламные щиты без возвышений — так и стоят.

— Слепой крутит тросточкой туда-сюда, а под настенной телефонной будкой ничего нет — он и врезается что есть силы. Лицом или грудью. Хорошо еще, если края не острые, — продолжает Алексей Колосов.

— Мы разбиваем лица, зубы, колени, — подхватывает его слова Нина Балан, одна из активисток Общества слепых. — Я на площади Мужества, у метро, влетела лицом в эту будку, поскользнулась и прямо под колеса троллейбуса! В последний момент меня прохожие выдернули!

Корреспонденту предлагают проделать путь с незрячим поводырем по четной стороне Большого проспекта Петроградской стороны. Здесь пролегает привычный маршрут инвалидов по зрению — от станции метро «Петроградская» к Ораниенбаумской улице, на которой находится здание Общества слепых.

Проводник — Галина Галямова, хранительница музея общества. Она берет с собой белую трость, поясняя на ходу, что это единственное вспоможение слепых:


Галина Галямова мужественно согласилась показать нам опасности, подстерегающие слепого человека на улице.

 


— С собаками-поводырями у нас в городе практически не ходят. Питомник таких собак только один, в Москве. И стоят они невероятно дорого.

Выходим на улицу. Каждые пять шагов Галина Владимировна восклицает: «Ну как тут пройти слепому человеку?» То автомобиль на тротуаре припаркован — непонятно, как его обойти. То будка на стене, то тумба, то такие особенные каменные полусферы, которыми тротуар защищают от въезда машин. Рельефных обозначений преград нет нигде.

Время от времени Галина Галямова указывает тростью на свежезаасфальтированный фрагмент тротуара: предмет гордости членов Общества слепых. Вот тут по их настоянию демонтировали рекламный щит, здесь убрали столб. Собственно, отрезок от «Петроградской» до Ораниенбаумской — не неблагополучный, а образцово-показательный. По нему исписаны десятки бумаг: обращений к губернатору, газетных страниц (в том числе и в «Вечернем Петербурге»), актов. Меры приняты, маленькие победы одержаны.



«Покажи дорогу, дарагой»

Только на Петроградской стороне у незрячих есть еще девять адресов, где, по их мнению, требуется демонтаж препятствий — в основном рекламных конструкций. По этому поводу общество состоит в хронической переписке со Смольным.

Еще одна головная боль — городской общественный транспорт. В метро далеко не на всех станциях края платформ отмечены специальными рельефными направляющими, говорит Алексей Колосов.

Отдельная история — маршрутки. О них с юмором рассказывает веселый человек Борис Спеваков, директор центра культурной и спортивной реабилитации членов Общества слепых:



— Водитель ведь у нас кто? Гастарбайтер. Города не знает, дороги не знает. Я тут днями еду по Большому проспекту, прошу остановить у «Мираж-Синема», чтобы попасть к себе на Ораниенбаумскую. Водитель ко мне оборачивается и говорит: «Дарагой, а ты покажи, где это!» Но я-то слепой!


В любой момент можно врезаться: в припаркованный автомобиль, в афишную тумбу, в столб, в телефонную будку...

 


— Ужасно, что остановок не объявляют, — подхватывает Нина Балан. — Как я могу узнать, где мне выходить? А еще неплохо, если бы водители делали звуковое объявление, подъезжая к остановке. Мол, маршрут такой-то. А то я стою и не знаю, что там подъехало.



Каждый выход на улицу для них — преодоление полосы препятствий. В нашем разговоре о сверхбарьерной среде мы вовсе выводим за рамки прочее: например, походы по магазинам. Кто-нибудь когда-нибудь видел ценники, выбитые в Брайле? Нет. Хотя есть места, где им бы следовало быть, — например, при продаже аудиокниг. Аудиокниги очень популярны среди незрячих. Нет более благодарного читателя, чем слепой человек.
 

 

Фото автора

↑ Наверх