Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Последний день Помпеи» противопоказан беременным

В Русском музее проводятся экскурсии, разработанные специально для будущих мам. Называется этот цикл занятий «Красоту познаем до рождения».

Называется этот цикл занятий «Красоту познаем до рождения». По субботам беременные приходят в музей, чтобы вместе со своими будущими детьми прослушать лекцию врача Марины Комовой, а потом пройтись по залам с экскурсоводом Натальей Кузнецовой.

Куинджи полезен для здоровья

Цель занятий — не просто знакомство с историей русского искусства, но и улучшение психоэмоционального статуса женщины, внутриутробное эстетическое развитие ребенка. Ни для кого уже не секрет, что воспитание ребенка начинается еще до его рождения и потому многие женщины слушают музыку, разговаривают с малышом, пока тот находится в утробе, а сотрудники Русского музея предлагают еще и приобщать малыша к живописи.

 


Мы тоже посетили эти занятия. На лекции у Марины Комовой узнали много интересного, например о том, что оранжевый цвет помогает ребенку в утробе быстрее расти, а желтый цвет предпочитают гармоничные женщины. Модный же в этом сезоне фиолетовый нравится особам, склонным к депрессии. Также любопытно было узнать, что если нас беспричинно раздражает голос какого-то человека или мы боимся собак, то искать корни этого нужно в прошлом своей мамы: это она, будучи беременной, заложила в тебя соответствующую негативную программу.

На экскурсии в тот день мы посетили залы с картинами Куинджи, Наталья Кузнецова эмоционально и зажигательно рассказала женщинам о загадочной судьбе этого художника, ставшего отшельником в расцвете своей славы. В рассказе, обращенном к мамам и их еще не появившимся деткам, особенно подчеркивалась позитивная сторона биографии: то, каким замечательным, щедрым человеком был художник, его любовь к студентам и бескорыстная помощь, которую он оказывал им. Беременные слушали с упоением, полтора часа простояв у полотен Куинджи, и лишь изредка некоторые отходили, чтобы присесть и отдохнуть.

Чувствуйте себя в музее как дома


Присутствовали на занятиях и некоторые папы, но надо сказать, что папы, хоть и не беременные, быстро сдавались и незаметно исчезали из зала, а мамы дослушали до конца и еще долго задавали экскурсоводу вопросы.

Инициатор программы Марина Комова, акушер-гинеколог, доктор наук, рассказала о том, как у нее появилась эта идея:

— С начала 90-х я работаю с беременными, у меня разработаны собственные программы внутриутробного воспитания, и вот почти три года назад я предложила Русскому музею сделать здесь специальные занятия. Уже два с лишним года мы ведем этот курс вместе со старшим научным сотрудником Натальей Кузнецовой. Я выбрала именно Русский музей, поскольку приобщение к родной культуре должно заложить базу для воспитания маленького человека. А вообще посещение музея влияет не только эстетически, но и психологически, и даже физиологически.

— На будущую маму или на ребенка?

— На обоих. Когда ребенок развивается внутриутробно, то с ним происходит то же, что и с его мамой, психология мамы — это физиология ребенка. И потому, если мама испытывает радость, вдохновение, то это отражается и на малыше, так же как ее грусть и стресс. Через маму ребенок учится чувствовать так же, как потом будет учиться есть, говорить, читать, писать. Иногда я устраиваю такой тренинг: привожу мам в Белый зал — это единственный зал в Русском музее, интерьер которого остался неизмененным, и прошу их представить, что они здесь живут. Многие не могут этого сделать, им неуютно. Но когда мама может представить, что она живет среди этой красоты, то ее сознание расширяется, и ребенок потом тоже будет чувствовать себя в музее как дома. Ведь на нас влияют в музее не только картины, не только рассказы экскурсовода, но интерьеры, обстановка, аура. А картины — это живые субстанции, и потому беременным нужно смотреть не все, что есть в музее, а только специально избранных художников. Я бы рекомендовала беременным смотреть картины Айвазовского, потому что там ощущаешь эту стихию воды, ее мощь и силу. Саврасов — мастер воздуха, я считаю, что его картина «Пробуждение весны» — это картина для будущих мам, в ней передано то же состояние, что и в женщинах: пробуждение жизни. А Куинджи, мне кажется, воспринимал цвет как пятилетний ребенок.

Нужно осторожно отбирать сюжеты, чтобы не расстроить ребенка

О том, какие картины не рекомендуется смотреть беременным, мы спросили у Натальи Кузнецовой.

— Наталья Васильевна, экскурсии для беременных вы готовите как-то по-особенному?

— Вообще-то я к экскурсиям не готовлюсь, потому что вся история русского искусства у меня в голове, но для беременных мы подбираем особенную программу. Я, например, не буду им показывать Врубеля, хотя очень люблю его и прекрасно знаю, но темы демонологии не нужны мамам. Также я не покажу «Последний день Помпеи», это замечательная картина, но там изображена гибель людей и неизвестно, как отреагирует на нее женщина, ведь она уже не одна, их двое. Искусство воспринимается эмоционально, и потому нужно осторожно отбирать сюжеты, чтобы не расстроить ребенка.

— Ну а что особенно нравится мамам?

— Они очень любят пейзажи. Вы видели, как они сегодня смотрели Куинджи? Им нравятся темы «Мать и дитя», «Женский портрет». Особенно любят русскую икону, я рассказываю про Богородицу, ведь это такой философский и вселенский образ материнства.

— Во время экскурсий не бывает инцидентов, все же женщины в положении?

— Нет, ничего такого не было, правда, если в зале есть стульчики или банкетки, то мы стараемся мам усадить, и они уже знают, что если становится плохо, то надо присесть или сказать об этом мне. Но в музеях и здоровым людям бывает плохо от духоты и эмоциональной перегрузки, так что ничего страшного.

— Как вы думаете, а детишки, которые еще внутри утробы побывали в Русском музее, будут лучше подготовлены к восприятию искусства?

— Конечно! К нам уже приходила одна мама, посещавшая наши занятия, и приносила своего двухмесячного ребеночка, он очень внимательно меня слушал — ведь мой голос уже был ему знаком, смотрел, как я жестикулирую, а потом сам стал повторять мои жесты. Когда она привела его в двухлетнем возрасте, он с интересом бегал по музею и хорошо здесь себя чувствовал. А после экскурсии он мне даже аплодировал, мы просто обомлели...

Фото автора

↑ Наверх