Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 5 ноября 2024

Председателю правительства Российской Федерации В. В. Путину

Горячая линия «36 квадратных метров» работает уже полгода. За это время к нам обратились больше тысячи человек. Наши юристы и журналисты помогали этим людям грамотно составлять необходимые документы, подсказывали, как действовать в тех или иных случаях.

Горячая линия «36 квадратных метров» работает уже полгода. За это время к нам обратились больше тысячи человек. Наши юристы и журналисты помогали этим людям грамотно составлять необходимые документы, подсказывали, как действовать в тех или иных случаях, а также готовили публикации о ветеранах, которые не попали под указ президента о предоставлении жилья очередникам.

Итогом полугодовой работы стало письмо, подготовленное нами на имя председателя правительства Российской Федерации. Оно уже отправлено в Москву. Надеемся, наши предложения помогут федеральным чиновникам ускорить процесс предоставления жилья тем ветеранам Великой Отечественной, которые действительно в нем нуждаются.

А наша горячая линия продолжает свою работу. Телефон для обращений 983-04-07, 325-39-83 (с 11.00 до 18.00, кроме субботы).


Уважаемый Владимир Владимирович!

Учитывая Ваше постоянное внимание к проблеме обеспечения жильем всех нуждающихся в нем ветеранов Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года, а также весьма положительный отклик населения на эту программу в целом, редакция газеты «Вечерний Петербург» хотела бы довести до Вашего сведения некоторые факты, выявленные в результате работы горячей линии нашей газеты по этой проблеме и требующие вмешательства федеральных властей.

Горячая телефонная линия «36 квадратных метров» была организована нашей редакцией для юридической и практической помощи ветеранам Петербурга, испытывающим трудности с выяснением своих прав на получение жилья в соответствии с Законом «О ветеранах» и соответствующим указом президента РФ. Горячая линия работает с начала июня 2009 года. Прием обращений от населения ведут «Общественная приемная Балтийской медиа-группы», юристы и опытные журналисты нашей редакции.

За полгода на горячую линию обратились около тысячи жителей Петербурга — при том, что число очередников-ветеранов в Петербурге не превышает 7 тысяч человек. Судя по обращениям, можно сделать вывод, что исполнение указа и закона сталкивается со значительными трудностями и нередко вызывает реакцию, противоположную ожидаемой.

Выяснилось также, что в ходе «актуализации базы данных» по очередникам-ветеранам, проведенной городской администрацией в 2008 году, из 17 547 семей в очереди на получение жилья остались 8432 ветерана войны. Причинами тому, к сожалению, кроме реального улучшения жилищных условий стали недоработки чиновников и правовая неграмотность самих очередников. Проще говоря, некоторые ветераны просто «потерялись» из очереди.

Некоторые «узкие места» программы предоставления жилья ветеранам возникли из-за пробелов в нормативных документах, восполнить которые можно только на федеральном уровне.

Часть вопросов требует вмешательства Генеральной прокуратуры (по поручению правительства), часть — внесения изменений в нормативные акты правительства РФ. Эти изменения позволили бы более полно учесть всех ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но оказавшихся вне действия Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714.

Учитывая, что в Петербурге проживают около четверти всех ветеранов-очередников России, решение этих проблем послужит интересам ветеранов на всей территории страны.

Ниже приводим наши предложения к правительству Российской Федерации на основе обращений граждан.

Обращения ветеранов можно разбить на следующие категории.

1. Ветераны, которым предоставляют квартиру только при условии отрыва от семьи. При этом их ставят в безвыходное положение, требуя выбрать один из обязательных вариантов:


  •  родственников оставляют в прежнем жилье и требуют написать добровольное согласие на отказ от очереди;
  •  родственников заставляют выписаться из жилого помещения ветерана с тем, чтобы город мог забрать его в обмен на предоставляемое жилье;
  •  ветеранов заставляют дарить совладельцам — зачастую совсем посторонним людям — принадлежащие им части квартир.


Все три варианта незаконны и для ветеранов неприемлемы. Большинство ветеранов — больные люди, самостоятельно жить и обслуживать себя не могут. Но вместо помощи семьи, оказываемой по мере надобности, им предлагают помощь социального работника, который будет приходить в их новую квартиру два раза в неделю на полчаса и выполнять мелкие поручения по покупке продуктов и медикаментов. Семья при этом остается на прежнем месте жительства ветерана в центре города, а его самого отправляют на дальние малоблагоустроенные окраины без необходимой инфраструктуры — магазинов, почты, аптек.

Решить проблему помогли бы действия прокуратуры по пресечению незаконных требований местных властей.

2. Ветераны, которые формально не подпадают под указ президента в связи с тем, что площадь занимаемых ими квартир больше нормы постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий (в Петербурге эта норма составляет 9 квадратных метров для отдельной квартиры и 15 квадратных метров для коммунальной). Однако квартиры или комнаты в коммуналках, в которых живут такие ветераны, малопригодны для проживания. Гнилые полы, аварийное состояние коммуникаций, потолки текут, и так далее. Нормально жить в таких условиях невозможно. За свой счет привести жилье в порядок — нет средств, так как требуются работы капитального характера. Все обращения таких ветеранов в администрацию своих районов результатов не имеют.

Решить проблему можно было бы путем ремонта за счет средств Фонда содействия реформам ЖКХ или расселения их после признания таких квартир в установленном порядке непригодными для проживания. Самостоятельно ветераны не в силах инициировать этот процесс, требуется инициатива со стороны государства.


3. Ветераны, формально не подпадающие под указ президента в связи с наличием благоустроенного жилья, но тем не менее нуждающиеся в улучшении жилищных условий в силу особенностей своего возраста и состояния здоровья. Это люди, которые живут выше первого этажа в домах без лифта. Им требуется жилье на первом этаже или в доме с лифтом, иначе они лишены возможности выходить на улицу. В администрациях районов разговаривать с ними просто отказываются.

Решение этой проблемы вообще не требует особых затрат, хотя самостоятельно местные власти заниматься ею явно не будут. Требуется обязать местные власти постоянно вести работу по поиску вариантов квартир на первых этажах, владельцы которых согласны переехать жить на более высокие этажи.


4. Ветераны, чья очередь «потерялась» в 1990-е годы.
Эти люди не знали о необходимости ежегодно высиживать в очередях для подтверждения своего номера или считали, что все усилия бесполезны, так как государство долгие годы не выполняло своих обязательств по предоставлению им жилья. Из-за формального повода им отказывают в восстановлении в очереди, хотя их жилищные условия с тех пор не изменились. К сожалению, поступают звонки и от ветеранов, которые «потерялись» в прошлом году. Имеют место нарушения статей 55, 56 ЖК РФ.

Решению проблемы может помочь принятие общего для всей страны нормативного документа, регламентирующего решение этих вопросов в виде правил восстановления ветеранов в списках очередников.

5. Ветераны, крайне нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не подпадающие под указ президента в связи с неоднократными отказами местных администраций ставить их на учет в качестве нуждающихся в жилье.


В Петербурге это люди, которые живут в городе менее 10 лет. В данную категорию попадают все ветераны, которые ранее жили в других регионах, но вынуждены были переехать в Петербург к родственникам, так как обслуживать себя сами более не в состоянии. Это самая многочисленная категория обиженных ветеранов. Большинство из них переехали в Петербург из Ленобласти, но есть жители других регионов и республик бывшего СССР.

Ценз оседлости, возможно, ранее был оправдан — в связи с тем, что жилье ветеранам предоставлялось за счет средств региона. Однако сейчас жилье ветеранам-очередникам предоставляется за счет средств федерального бюджета. В связи с этим региональные ограничения теряют смысл.

Решению проблемы может помочь принятие нормативного документа на уровне правительства страны, который снял бы для ветеранов Великой Отечественной войны ценз оседлости, введенный местными властями. Критериями для получения жилья такими ветеранами могли бы стать наличие российского гражданства и регистрации на территории РФ, полученных до 1 марта 2005 года, и нормативы обеспечения жильем, достаточные для постановки на учет нуждающихся в каждом данном регионе.


Владимир Владимирович! Чтобы помочь этим людям, необходимы решения правительства Российской Федерации. Надеемся, наше обращение поможет изменить сложившуюся ситуацию и снять социальную напряженность, возникающую в ходе исполнения Закона «О ветеранах» (с изменениями) и Указа Президента РФ от 07.05.08 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов».

С уважением главный редактор газеты «Вечерний Петербург» К. В. МИКОВ

↑ Наверх