Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Приют муз и граций»

Павловск всегда был «приютом муз и граций», местом искусства и поэзии. Таким запечатлел Павловск и современный петербургский художник Юрий Молодковец, выставка фоторабот которого пройдет в рамках нынешнего фестиваля русского искусства в Канне.

Для тех, кто ищет уединения и возможности услышать тишину, лучше Павловска вряд ли сыщется место. Даже сейчас, в жару и отпускное время, вы все равно сможете затеряться здесь, найти свои «неведомые дорожки».

На этих дорожках вы можете увидеть седую изящную женщину — главного хранителя парка Марину Александровну Флит, лауреата Государственной премии в области литературы и искусства. Она 45 лет работает в Павловском парке и знает каждое дерево, а про императрицу Марию Федоровну говорит как про родную сестру.

Марина Александровна может рассказать про каждый сорт роз в парке — роза «девичий румянец», роза «спинозиссимо» — значит, очень колючая, вспомнит минувшую снежную зиму и скажет, что розы пережили ее хорошо, а вот сотрудникам пришлось весьма непросто.

А весной в парке высадили 15 тысяч виол — то есть анютиных глазок, 4 тысячи тюльпанов. В Собственном садике императрицы  Марии Федоровны цветут новогвинейский бальзамин, бегонии клубневые, много-много роз и других растений. Главный хранитель Марина Федоровна будет рассказывать и работать — то листики желтые оборвет, то подскажет сотрудникам, где подсадить цветы…

Вы выйдете из Собственного садика и увидите, как реставрируется волшебная галерея Пьетро Гонзаго. Третьяков не раз рассказывал легенду, как в стародавние времена кошка буквально врезалась головой в роспись, думая, что это — пространство. Николай Третьяков, говоря об уникальной галерее, озабочен лишь одним — удастся ли уберечь отреставрированное от вандалов? Хотел бы соорудить стеклянную стену, которая бы закрыла росписи, но КГИОП не разрешает…


В Павловске реставрируется волшебная галерея Гонзаго.


В этом году именно Павловск будет представлять на Лазурном берегу Франции — в Канне — Петербург и Россию в рамках XIII Фестиваля российского искусства и Года Франции в России и России во Франции — там 23 — 27 августа пройдет  выставка, организованная Государственным музеем-заповедником «Павловск». История Павловска тесно связана с Францией. В 1782 году владельцы этого «русского Тиволи» — будущий император Павел I и его супруга Мария Федоровна провели несколько недель во Франции, где Людовик XVI и Мария Антуанетта устроили им пышный прием. Именно во Франции будущий русский монарх приобрел и большую часть коллекции искусства для своей резиденции. Последний блеск предреволюционного французского двора произвел на Павла неизгладимое впечатление, оказавшее несомненное влияние на будущее устройство Павловска.


В парке цветут новогвинейский бальзамин, бегонии, анютины глазки и много-много роз.


Павловск всегда был «приютом муз и граций», местом искусства и поэзии. Таким запечатлел Павловск и современный петербургский художник Юрий Молодковец, выставка фоторабот которого пройдет в рамках нынешнего фестиваля русского искусства в Канне. Гости XIII Фестиваля российского искусства смогут посетить также концерт классической музыки Павловска и почувствовать поэтичную атмосферу праздника флористики «Императорский букет» — правда, цветы будут французские — из Петербурга императорские букеты не повезут, но почувствовать атмосферу Павловского парка на Лазурном берегу станет вполне возможно.


Колоннада Аполлона, одна из первых построек Павловского парка, была возведена в 1780 — 1883 гг. по проекту Чарлза Камерона.

Колоннада Аполлона относится к числу классических павильонов парка, в которых архитектор использовал античные образы и формы с их разумной простотой и ясностью. В центре павильона на высоком постаменте была установлена статуя Аполлона Бельведерского, отлитая по известному античному образцу. В 1800 году по настоянию супруги Павла Марии Федоровны постройку перенесли к самому склону, что еще более усилило сходство «обиталища Аполлона» с легендарным Парнасом. Через семнадцать лет во время сильной грозы часть Колоннады со стороны берега обрушилась, что придало постройке еще большее сходство с древним античным памятником. Такое вмешательство сил природы оказалось столь удачным, что разрушенную часть Колоннады решили не восстанавливать, расположив обломки упавших колонн и антаблемента в живописном беспорядке у подножия статуи и у начала каскада.

Колоннада Аполлона, сооруженная перед дворцом и видная из его окон, должна была, по мнению коронованных владельцев, свидетельствовать об их желании покровительствовать поэзии и искусству.

 

Галина АРТЕМЕНКО, фото автора

↑ Наверх