Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Пробки на Обводном останутся надолго

В срыве реконструкции под «американскими мостами» виноваты… аукционы

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга собирается подать в суд на подрядчика — ООО «Флора» (ныне ООО «Еврострой»), дабы взыскать с компании всю сумму выплаченного аванса, а также неустойку за срыв сроков реконструкции набережной Обводного канала в районе «американских мостов». Причем повторный.

 

Суть проекта в том, чтобы «опустить» проезжую часть под мостами. Построенные в начале XX века железнодорожные мосты очень низко нависают над дорогой, а промежуточные опоры, установленные прямо на проезжей части, сужают и без того узкие проезды. Из-за этого под «американскими мостами» регулярно застревали туристические автобусы или груженые фуры. При этом поднять сами мосты не представлялось возможным — это потребовало бы переустройства всего путевого хозяйства Московского вокзала.
«Флора» выиграла тендер на реконструкцию набережной летом 2009 года. Работы должны были завершиться к 2011 году, а цена контракта составляла 3,3 миллиарда рублей. При этом, по словам автомобилистов, постоянно пользующихся набережной, никаких серьезных работ там не велось. Зато всех желающих объехать образовавшиеся пробки охранники стройплощадки без проблем пропускали. Разумеется, небесплатно.
К августу этого года стало понятно, что, даже если «флористы» немедленно приступят к реконструкции, в срок все равно не уложатся. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) решили расторгнуть контракт с нерасторопной компанией, но «Флора» добровольно на это не пошла. Тогда доверчивые чиновники решили в суд не подавать (хотя могли бы), дабы лишний раз не затягивать процесс, а вместо этого второй раз поверили строителям. На этот раз те пообещали вернуть аванс к 15 ноября и выполнить работы до начала 2012 года.
Однако прошло три месяца, а воз и ныне там. К указанному сроку «Флора» так и не вернула обещанный аванс, а в КРТИ пришли к выводу, что дальше ждать бесполезно. 23 ноября уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора со стороны КРТИ было направлено в ООО «Еврострой».
В пресс-службе комитета нам сообщили, что с 2009 года «Флора» фактически выполнила только освобождение территории. Никакие дорожные работы на набережной даже не начинались. Сейчас с этим разбирается специально созданная комиссия. В настоящий момент готовится исковое заявления в суд о взыскании суммы непогашенного аванса и неустойки за сорванные сроки производства работ. А в ближайшее время будет начата процедура размещения государственного заказа для определения подрядной организации для выполнения работ.
— Чтобы в дальнейшем такие ситуации не повторялись, — заявили в пресс-службе КРТИ, — для важных для города объектов должен быть введен предквалификационный отбор участников конкурса. Законодательство должно быть доработано таким образом, чтобы к конкурсу не допускались компании, которые заведомо не смогут выполнить заказ.
Вернет ли «Флора» бюджетные деньги? Кто станет новым подрядчиком? Наконец, когда же закончится злосчастный ремонт и одна из ключевых транспортных артерий города будет открыта для движения? Эти вопросы пока что остаются без ответа.

Владислав НИКИТКИН


комментарий


Юрий Агафонов, генеральный директор НП «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса»:
— Вся сложившаяся ситуация — показатель непродуманности системы аукционов на госзаказы. Она позволяет побеждать предприятиям, не имеющим необходимых для выполнения работ ресурсов. «Флора» — это фирма-посредник, которая решила заработать денег, ничего не делая.  Она получила контракт на набережную под «американскими мостами», потому что дала самую минимальную цену на аукционе. А так как у компании не было ни собственной техники, ни специалистов, ей пришлось привлекать субподрядчиков. Те выполнили часть работ, но рассчитаться с ними «Флора» не смогла. После этого реконструкция встала, так как ни одна серьезная дорожно-строительная организация не соглашалась больше работать с «Флорой». Сейчас КРТИ ищет нового подрядчика, но при действующем законодательстве нет никаких гарантий, что история не повторится.
Основная проблема — в несовершенстве закона
№ 94-ФЗ в части, касающейся аукционов. Сейчас система аукционов доведена до абсурда. Проектному институту требуется год или два, чтобы рассчитать предполагаемую стоимость работ, а потом появляется некая фирма, которая дает скидку в 50% от указанной суммы, не обосновывая ее ничем. И выигрывает.
На данный момент мы совместно с профильным комитетом Государственной думы работаем над усовершенствованием закона: пытаемся добиться отмены аукционов на право заключения контрактов на строительство и проектирование. Ведь аукционной системы на госзаказы нет нигде, кроме России. В Германии, если какая-то компания дает скидку в 10% на проведение работ, то и ее саму, и проект изучают практически под микроскопом. У нас же был случай, когда в Ленобласти подряд выиграла фирма, у которой за душой одна авторучка. Неудивительно, что выполнить его она не смогла. А тем временем надежные петербургские компании, которых волнует собственная репутация и которые готовы выполнять работу в срок и качественно, остаются в стороне.





↑ Наверх