Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Прогуляться по метро? Только откройте книжку!

вышел в свет первый справочник-путеводитель по петербургской подземке

По метро мы с вами не гуляем — некогда. Для нас это способ передвижения, к тому же перемещаемся мы, как правило, в час пик: поезда набиты битком, народ в лучшем случае спрашивает: «Выходите на следующей?» а в худшем — ну что говорить… Теперь вы можете спокойно прочитать о петербургской подземке, разглядеть станции, сфотографированные во время так называемого ночного окна — когда нет пассажиров, в книжке «Санкт-Петербургский метрополитен. Путеводитель по петербургской подземке. История и планы развития, время работы станций, схема линий».


Путеводитель написали петербургские журналисты и краеведы Алексей Ерофеев и Дмитрий Ратников под редакцией руководителя пресс-службы Санкт-Петербургского метрополитена Юлии Шавель.
 «Идея подземной железной дороги родилась в Петербурге еще в начале девятнадцатого столетия, — пишут авторы. — Первый проект сооружения «проезда с Адмиралтейской стороны на Васильевский остров под Невою, не мало не мешая оной течения» сделал мещанин Торгованов. Но его ждала печальная участь. Александр I, которому доложили о проекте, высочайше повелел «за радение» выдать Торгованову двести рублей наградных, однако с последнего была потребована расписка, дабы мещанин «впредь прожектами не занимался, а упражнялся в промыслах, состоянию его свойственных»…
В написании книги журналистам помогла не только пресс-служба петербургского метро, но и архивы периодической печати — в старых ленинградских газетах авторы искали репортажи о строительстве и открытии новых станций, рассказы о трудностях, подстерегавших метростроевцев, — в наших грунтах строить метро — одно из самых глубоких в мире — было и остается делом весьма сложным.
Время летит стремительно, и уже историей стала эпопея с размывом на «Площади Мужества», и проходческий щит «Виктория» уже не упоминается в новостях — об этих событиях напоминает нам путеводитель. Но, как признались авторы на представлении книги, состоявшемся в «Парке культуры и чтения» на Невском, при редактировании книги не обошлось без купюр — им, к примеру, «не рекомендовали» включать в справочник историю обрушения козырька на станции «Сенная площадь», когда под завалами погибли люди, историю эскалаторов на «Спасской» и историю строительства над станцией «Звенигородская» очередной стекляшки — торгового центра вместо восстановления на этом месте исторического здания.
Пришедшие на представление книги петербуржцы задавали немало вопросов — старожилы, к примеру, интересовались, куда же делся мозаичный «Сталин на трибуне» , когда-то находившийся на станции метро «Нарвская». «Шедевр советских художников демонтировали, и впоследствии панно было утрачено», — в один голос отвечают и пресс-служба, и авторы. Задавались вопросы и о развитии метро — об этом речь идет в последней главе путеводителя. Но главное — горожане жаловались на дороговизну книги. «Это уж не наша вина», — снова в один голос ответили и авторы, и издатель…

Галина АРТЕМЕНКО Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх