Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Просто идти и работать!

Сегодня петербургский художник Виктор Ямщиков отмечает 50-летие

Мастерская художника находится хоть и не в мансарде, но на последнем этаже дома на Петроградской стороне. Она удивила нас неожиданным уютом, чистотой и домашней атмосферой: никакого пресловутого творческого беспорядка. Все стены увешаны полотнами Ямщикова, но мало этого — в комнатах, на кухоньке и в коридоре стоят его картины, не отвернутые к стене, как это иногда бывает у застенчивых творцов, а, наоборот, гостеприимно выставленные для обзора.
За окном серели петербургские сумерки, а в мастерской Виктора Ефимовича царило весеннее, светлое настроение: на всех картинах мы видели наш город таким, каким нечасто нам удается застать его в реальности, — солнечным и ярким, как Венеция. С этого мы и начали разговор с художником.


— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Для художника самое важное — это внутренние переживания, я хожу по городу, смотрю на старые дома, на реки, вижу переливы и цветовые пятна, и все это рождает вдохновение, тогда я иду в мастерскую и начинаю работать. Но бывает, что вдохновение не приходит, и я просто беру кисть и начинаю делать мазки, а потом в этом месиве что-то для себя нахожу и уже дальше пишу вдохновенно. Это и есть профессионализм: не ждать же год, когда придет вдохновение, нужно просто идти и работать.
— Сейчас активно уничтожается исторический центр Петербурга, появляются современные здания. Что вы думаете об этом?
— Конечно, мне, как всем творческим людям, хочется сохранить город в первичном состоянии. Ведь надо же проявить здравый смысл и не разрушать то, что нам досталось. В Париже, например, новостройки уводятся за черту исторического центра, и это очень хорошо. Нужно постараться все сохранить для потомков. У нас сейчас ради коммерческой выгоды строят дома в центре города, но эта выгода — сиюминутная, а пострадают поколения.
— А вам, как художнику, никогда не хотелось написать пейзаж с современной архитектурой?
— Современные здания меня не вдохновляют, каждый старый дом — произведение искусства, в них есть дух и образ города, а нынешние дома из бетона и стекла кажутся мне уродливыми. Но, может быть, через сто лет и они приобретут какую-то ауру.
— У нас в Петербурге чаще бывает плохая погода, а у вас на картинах кажется, что он всегда солнечный.
— У природы нет плохой погоды, все зависит от настроения художника. Если оно хорошее, то он даже серую непогоду может передать красиво. А если у человека мрачные мысли и плохое настроение, то и работы будут такие же.
— Мы знаем много мрачных и пессимистичных художников, которые, между тем, создавали великие произведения...
— Можно отражать и мрачные стороны, главное — делать это глубоко и талантливо. Но лично я передаю в своих картинах радостное настроение, я больше открыт прекрасному.
— Как, по-вашему, на каком уровне сейчас находится наше изобразительное искусство?
— На хорошем уровне! Я не могу сказать, что уровень снизился, ведь всегда, и во время Репина тоже, были хорошие художники и плохие.
— Виктор Ефимович, есть ли у вас увлечения кроме живописи?
— Я увлекаюсь рыбалкой, а еще у меня дома есть рыбки и большой двухметровый аквариум. Смотрю на него и черпаю вдохновение. На улице зима, снег, а у них там свой мир, я смотрю, как они плавают, и это успокаивает.
— Собираетесь ли вы праздновать юбилей и будет ли в связи с этим событием ваша персональная выставка?
— Буду праздновать в тесном кругу своих друзей. А выставка состоится в феврале в Академии художеств, на ней будут представлены работы в разных жанрах — портреты и пейзажи, написанные мною в последние годы.
Беседовала Виктория Аминова
Фото Натальи ЧАЙКИ

Редакция «Вечернего Петербурга» поздравляет Виктора Ямщикова с днем рождения и желает ему здоровья и творческого вдохновения!

↑ Наверх