Пустой электричкой — по кошельку пассажира
День пассажира на Финляндском вокзале — Октябрьская железная дорога проводит его каждую первую пятницу месяца. Пассажиров принимают представители Северо-Западной пригородной пассажирской компании и «Транскома» — обе эти фирмы обслуживают пригородные перевозки. Первый посетитель — пенсионер из Сестрорецка. Его зовут Александр Михайлович.
— Я не могу понять почему! — это восклицание он повторяет через фразу.
Почему в электричках пассажиру невозможно проехать спокойно, не будучи оглушенным выкриками торговцев с сомнительным товаром?
— Отлавливаем, — лаконично отвечают представители.
Почему прежде пенсионеры могли ездить «туда-обратно» по одному билету, действительному в течение трех дней, а теперь эта удобная форма поездок отменена? Приходится запрашивать в кассе отдельный билет «обратно», действующий всего в течение суток.
— Я пожилой человек, инвалид, — говорит Александр Михайлович. — По состоянию здоровья не знаю, когда поеду обратно с дачи. И вам-то зачем лишние очереди — выписывать не один, а два билета? Не понимаю…
— Да, правила поменялись! — кивают представители.
Пенсионер все равно ничего не понимает — а лица, ведущие прием, набираются ангельского терпения. В какой-то момент вспыхивает только лицо Виталия Григорьева, первого заместителя начальника «Транскома», — он выдает тираду в адрес пассажиров, требующих комфорта, туалетов в поездах и прочих благ:
— Ну, открыли мы тут недавно один туалет, а во что превратили его пассажиры!
— Однако в советские годы, позволю напомнить, поезда ходили до часу ночи, — гнет свою линию дотошный пенсионер.
— Экономически это невыгодно, — осаждает его Виталий Витальевич. — Мы сосчитали по головам — едут единицы. Поздние перевозки нерентабельны!
— Тогда почему не ограничить количество вагонов? — подсказывает посетитель.
Недавно Северо-Западная пригородная пассажирская компании объявила о своих убытках: более одного миллиарда рублей за 2008 год. Пригородные пассажирские перевозки нерентабельны, заявляют железнодорожники. И просят комитет по тарифам администрации Петербурга пересмотреть их, повысив цены на билеты на 15 — 20 процентов.
Однако разве пассажир виноват в этих убытках? Не идет ли речь о неэффективно ведущемся бизнесе? Ведь даже простому пенсионеру очевидно, сколь нерентабельно гонять пустые электрички.
— Очевидное — не значит вероятное, — просветил нас источник из руководства ОЖД. — По техническим условиям нельзя выкинуть сразу два вагона из состава. Вот и приходится гонять порожняком по десять вагонов. Населенность состава должна быть 110 пассажиров на вагон, а их на деле 15 — 20 за весь путь. Пассажирские перевозки, к слову, нигде в мире не рентабельны. Прибыльны только грузовые. Убытки перевозчиков складываются из многих факторов. Мы называем это нагрузкой на колесо — у железной дороги много непрофильных активов. Это учреждения здравоохранения, образования, жилье железнодорожников. Затем убытки идут оттого, что у нас очень изношенный подвижной состав. Вы ездите старыми свежевыкрашенными электричками. Ущерб от пассажира, вандализм — тоже данность. Зайдите в парк отстоя — такое увидите! Стекла бьют, вагоны раскрашивают.
Вандализм вандализмом, но почему пассажирам приходится расплачиваться за убыточность железной дороги от непрофильных активов и порожних рейсов, выполняемых в соответствии с какими-то внутренними инструкциями?
Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
От редакции. Темы весьма странных новаций со стороны руководства ОЖД мы коснулись в ходе беседы с генеральным директором ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. Об этом мы расскажем в ближайших номерах нашей газеты.
Метки: Железные дороги
Важно: Правила перепоста материалов