Путь из милиции в полицию лежит через полиграф
Аттестация генералов завершилась. До 1 июня тесты должен пройти личный состав органов внутренних дел
Аттестация генералов завершилась. До 1 июня тесты должен пройти личный состав органов внутренних дел
Вчера завершилась внеочередная аттестация высшего начальствующего состава органов внутренних дел. Отбор проводила комиссия, возглавляемая руководителем администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным. В ближайшие дни должно стать известно, сохранили ли свои должности начальник петербургской милиции генерал Владислав Пиотровский и семь его генералов-заместителей. Но, по данным «Вечернего Петербурга», скорее всего они подтвердили соответствие своим должностям — из 334 генералов около двадцати не прошли комиссию по возрастному цензу. Шесть были отправлены президентом РФ в отставку.
В ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, согласно указу президента вместо восьми должны остаться пять генералов — начальник полиции, три его заместителя и начальник структуры по безопасности дорожного движения. Трое генералов, не попавших в штатное расписание полиции, поступают в распоряжение непосредственно министра внутренних дел, который может предложить им новые должности в составе МВД. Три генерала в Петербурге будут руководить Главным управлением МВД по СЗФО, и два генерала встанут во главе Северо-Западного транспортного управления МВД.
Аттестация остальных сотрудников органов внутренних дел согласно указу президента от 1 марта 2011 года № 251 «О внеочередной аттестации...» должна быть проведена до 1 июня 2011 года.
Как? Если говорить схематично, то действует принцип пирамиды. Вернувшиеся генералы создают комиссии, аттестуют своих подчиненных, те готовят аттестации на своих, потом следующие, и так до рядовых.
Что такое аттестация? Как говорится в законе «О полиции», до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел (а он еще не принят), действует старое положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.92.
Аттестация же проводится по инструкции о порядке применения вышеупомянутого положения. В ней есть отдельный пункт: порядок проведения аттестации. Ее задача: максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования; создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел; создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых...
В аттестации должны объективно и всесторонне отражаться индивидуальные особенности сотрудника — его знания, умения, навыки. Как пояснил корреспонденту «ВП» начальник пресс-центра МВД Олег Ельников, здесь и профессиональные категории, и физическая подготовка: «В подобных тестах, например, здоровье сотрудника определяется по 19 параметрам. Но объективность, конечно, зависит от начальника. Он может подписать аттестацию не глядя. Но в законе «О полиции» проверкам сотрудников уделяется особое внимание. Поэтому начальник может указать, что его подчиненный подтягивается 20 раз и в совершенстве владеет компьютером. А через три месяца в отдел нагрянет независимая комиссия, которая увидит, что аттестованный сотрудник не то что подтянуться, отжаться не может, а в компьютере умеет только пасьянс раскладывать. Тогда уже начальника будут спрашивать — как это ваш сотрудник так потолстел за три месяца и разучился работать с компьютером? Сразу встанет вопрос об объективности аттестации начальника, и его начальника, и...»
Как раз в помощь начальникам было принято решение о том, что во время аттестаций сотрудников на руководящие должности и должности в органах ГИБДД можно применять полиграф. С одной стороны, как отмечают эксперты, выводы детектора лжи не утверждены никакими нормативами и их не примет ни один суд. Поэтому любой аттестуемый может отказаться от проверки на полиграфе. Однако, как отмечается внутренними инструкциями, такой отказ может повлиять на решение аттестационной комиссии не в пользу аттестуемого.
Как объяснил Олег Ельников, стандартных вопросов у полиграфолога нет: «Все зависит от ситуации. Например, какой-то начальник подозревает, что его подчиненный был когда-то замешан в каких-то махинациях. Он дает полиграфологу задание раскрутить аттестуемого по этой ситуации. А полиграфолог — это тот же психолог. Его задача составить вопросы так, чтобы дать максимально объективные показатели — или вывести опрашиваемого на чистую воду, или, наоборот, подтвердить, что сотрудник ни в чем замешан не был».
Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Специалист Единой ассоциации полиграфологов Дмитрий:
— Человек, ожидающий проверки на детекторе лжи, всегда боится неожиданных вопросов. На самом деле процедура (а она называется — психофизиологическое обследование) открытая и законодательно тщательно прописана.
Во время тестирования вопросы исподтишка не задаются. Мало того, с каждым человеком перед тестированием проводится беседа, в которой объясняется принцип работы прибора. Также обсуждаются все вопросы, которые ему будут задавать во время тестов.
Например, в офисе у одного из сотрудников пропал мобильный телефон. Начальник вызывает полиграфолога, чтобы тот докопался до истины. Сначала он должен подробно описать ситуацию. Потом очертить круг опрашиваемых лиц. После чего каждый из опрашиваемых подписывает заявление о согласии пройти тест на детекторе лжи. Без этого тест не проводится. Потом уже на теле закрепляются датчики.
Теперь вопросы. Прямой вопрос «Крали ли вы мобильный телефон?» ни к чему не приведет. Полиграфолог может проверить человека на конкретные действия, которые он совершал. Вопросы составляются так, чтобы ответы на них были односложными — да или нет. Поэтому мы спрашиваем: «Держали ли вы этот телефон в руках?», «Клали ли вы его себе в карман, в сумку?».
Точно так же, если речь идет об аттестации сотрудников органов внутренних дел, бессмысленно задавать вопрос «Брали ли вы взятки?». Надо спрашивать: «Помимо официальной зарплаты имеете ли вы дополнительные доходы от служебной деятельности?», «Принимали ли вы от ваших посетителей деньги?».