Рассказ о счастливой «Табакерке»
Главное событие начала года в Петербурге — гастроли московского Театра-студии п/р Олега Табакова, которые пройдут с 12 по 17 января на сцене МДТ — Театра Европы. Афиша состоит из четырех спектаклей.
Главное событие начала года в Петербурге — гастроли московского Театра-студии п/р Олега Табакова, которые пройдут с 12 по 17 января на сцене МДТ — Театра Европы.
Афиша состоит из четырех спектаклей. Два из них иллюстрируют вчерашнюю «Табакерку», влюбленную в режиссера литовского происхождения Миндаугаса Карбаускиса. В середине нулевых в Москве царил студийный дух, хороводные действа приветствовались. Связь со зрителем налаживалась за счет сентиментальной до слез интонации. У Карбаускиса студийные спектакли получались неплохо: что «Рассказ о семи повешенных» (14 января) — про компанию очень молодых людей, покушавшихся на министра, да пойманных, что «Рассказ о счастливой Москве» (15 января) — про поиски идеологически выверенного счастья одной полнокровной особой, тезкой великого города. Вот только незадача: и автор первого рассказа Леонид Андреев, и автор второго Андрей Платонов — писатели не самого последнего эшелона, но их стилистические особенности, поэтика, природа их личностных трагедий режиссера никак не заинтересовали. И получилось, что на сцене царит мелодрама: в первом случае замешенная на страхе и трепете перед смертью, трактованной в самом обывательском смысле, во втором — на искренне сыгранной отличной актрисой Ириной Пеговой потребности любви: вместо того чтобы с иронией представить запутавшуюся в идеологических построениях своих сыновей Родину-мать, Пегова вчистую играет забавную дуреху-комсомолку.
Впрочем, оба эти спектакля недавно уже привозили в Петербург (на гастроли лучших спектаклей фестиваля «Золотая маска»), и театралы могли сами составить о них мнение. А вот два других опуса афиши гостей вызывают интерес именем режиссера, который для Петербурга по-прежнему остается персоной «икс». Константина Богомолова четыре года Адольф Шапиро рекомендовал в главные приглашенные режиссеры ТЮЗа, но тут Москва (вдруг — как это с ней обычно бывает) явила начинающему постановщику свою милость, и Богомолов Адольфу Шапиро отказал (как ни смешно это звучит). Богомолову — немного за тридцать, соперников в своем поколении он, как ни странно, не имеет. Возможно, поэтому ему прощают явные огрехи и дают серьезные авансы. Так случилось, что самые успешные профессиональные отношения у Богомолова складываются именно с «Табакеркой».
В Петербурге будут показаны два его спектакля. Причем — и это как минимум отрадно — режиссер этот если чем и грешит, то никак не сентиментальностью. «Старшего сына» конца 2008 года (12 и 13 января) хвалят как раз за полемику с пьесой Вампилова, известной по знаменитому фильму Виталия Мельникова. У Богомолова Бусыгина (тот, кого на экране играл молодой Караченцов) играет Юрий Чурсин: его герой показывает полную неспособность размякнуть от домашней теплоты в стенах тесной, но уютной хрущевки. Он — безотцовщина, пораженный неизлечимым вирусом индивидуализма. Богомолов играет в жестокую игру, но не настолько глубокую, чтобы анализировать распавшуюся связь времен.
Ну а «Волки и овцы» (16 и 17 января) — это и вовсе дерзкий комикс про нашу реальность с ярко выраженными фашистскими чертами с примесью государственного православия. На стенах — вместо икон — венские стулья, помещик Беркутов обзавелся адъютантом Славиком (безотказной белокурой бестией), с преступниками разделываются так, что у всех присутствующих — мурашки по коже. В социальных отношениях царит тупой расчет, в личных — слепая физиология. Возможно, целого спектакля чересчур много для столь памфлетной концепции, но идти на него надо, чтобы увидеть одну из лучших русских современных актрис — переехавшую из Самары в Москву Розу Хайруллину в роли Мурзавецкой.