Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Разгрузка или разруха?

архитектурный ансамбль XVIII —XIX вековможет исчезнуть

 

— Таким образом, появится возможность, чтобы центр города был реально разрушен... Разгружен! — исправил свою оговорку чиновник, получив аплодисменты и иронический смех публики.
Алексей Степанов, начальник отдела строительства и землепользования Адмиралтейского района, вместе с другими представителями власти убеждал тех, кто пришел на общественные слушания по планировке Ново-Адмиралтейского острова, что судьба этих 17 га в историческом центре города решается строго по закону и во благо горожан. Однако у горожан были вопросы: что же на самом деле предпринимают власти — разрушают или сохраняют, разгружают или создают новые транспортные заторы?
Уже в следующем году может начаться строительство Ново-Адмиралтейского моста через Неву. Мост перекинется от 22-й — 23-й линий Васильевского острова на Ново-Адмиралтейский остров. Соответственно, неизбежна перекройка этой территории — пока еще закрытой производственной зоны, занятой судостроительными верфями с 300-летней историей. Решение о строительстве моста было принято в 2006 году, тогда же начали возникать и по ходу меняться планы современного освоения острова.
Еще год тому назад держалась версия, будто бы остров частично превратят в музейную территорию. И станет в Петербурге как в других Мекках мореплавания Старого Света — допустим, в Амстердаме или Барселоне, — сделавших из своих древних верфей впечатляющие музеи кораблестроения, магнит для туристов.



 


Остров на Неве готовят к продаже




Музей — заказывали
В сентябре 2009 года Градостроительный совет рассмотрел проект планировки острова, выполненный по заказу комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА). С удовлетворением констатировал: территория, с момента основания города занятая судостроительной отраслью, теперь возвращается городу, и у Петербурга есть шанс получить здесь достойные общегородские объекты — выставочные залы, музеи, набережные. Было обещано сохранить исторические памятники — кузницу, Малый каменный эллинг, Караульный дом, Нарядный дом, Главное корабельное здание. В рамках проекта предполагалось восстановить храм Спас-на-Водах, построенный в память о погибших при Цусиме, — он был взорван в 1930-х годах.
Жилая застройка в том проекте тоже фигурировала «в контексте существующей застройки Адмиралтейского канала и Английского проспекта — с высотной отметкой 21 метр по фасаду и повышением до 24 метров во дворовых флигелях». Запомним эти цифры.
В Кронштадт — собирались
17 июня 2010 года в Смольном в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение между городом, ОАО «Адмиралтейские верфи» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Документ предписал перенос Адмиралтейских верфей из центра Петербурга в Кронштадт — в течение 6 — 8 лет и в пользу судостроителей.
Официальный сайт правительства города процитировал тогда же слова президента ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Романа Троценко о том, что руководство Санкт-Петербурга пошло на беспрецедентные условия: «Все средства, которые будут получены городом от коммерческого использования освобождаемой площадки, будут переданы на развитие предприятия». Г-н Троценко оценил проект перебазирования верфей в 20 миллиардов рублей.
Ждем 17-го года
— Есть декларация, что переведут в Кронштадт. Но разработана и документация по выводу верфей на Обводный канал, — сообщили на общественных слушаниях 22 ноября представители КГА, а также Научно-исследовательского и проектного центра Генплана Санкт-Петербурга. — В любом случае до 17-го года верфи вряд ли уедут.
Судя по всему, до этого срока еще не раз поменяются и планы освоения острова. Так, на слушаниях были оглашены новые высотные параметры застройки. Для новых зданий предельную высоту по внешнему уличному фронту назвали в 23 метра до карниза, 26 метров до конька кровли, а максимальную «дворовую» — в 28 метров. За год с небольшим после заседания Градсовета здания подросли на 2 м снаружи и 4 м внутри.
Несколько старых зданий проектировщики территории (Научно-исследовательский и проектный центр Генплана Санкт-Петербурга) обещали сохранить, но подавать их единым комплексом исторической застройки — отказались. Сослались на документ КГИОП, по которому следует охранять только отдельно взятые здания, без учета прилегающей территории. Но нет общей территории — нет и архитектурного ансамбля. А значит, зданиями-памятниками можно крутить-вертеть, как кубиками конструктора, — окружать их жилыми корпусами, вставлять в стекляшки торговых центров, надстраивать крышами и лифтами.
Высокоскоростной КГИОП
Людмила Семыкина, представлявшая на слушаниях Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), указывает на то, что КГИОП — государственное ведомство, отвечающее за сохранение культурного наследия, — вообще был не вправе согласовывать подобный проект. Старые, исторические здания верфей имеют статус вновь выявленных объектов культурного наследия, поэтому по ним не может приниматься никаких решений — пока они не прошли экспертизу.
— Вновь выявленный объект — это по сути дела полуфабрикат, — объяснила Людмила Васильевна корреспонденту «ВП». — Он не исследован, не внесен в реестр культурного наследия. Нет предмета охраны, не определена прилегающая историческая зона. Меня, как члена ВООПииК, очень беспокоит то, что эти восемь объектов, здания XVIII — XIX веков, оказываются фактически брошенными.
— Между тем, подчеркивает Людмила Семыкина, — в проект планировки острова должен быть включен именно архитектурный ансамбль — после подтверждения его таковым по результатам экспертизы. КГИОП явно поторопился выдавать согласования — говорили и другие оппоненты проекта на слушаниях. Им с улыбкой отвечали, что согласование получено — будто бы оно вердикт, не подлежащий пересмотру.
— Смысл этих слушаний был — поставить галочку в графу выполнения девелоперского проекта. Подготовить документацию для инвестиционного конкурса, — полагает Людмила Васильевна. — Хотя, с моей точки зрения, объект совершенно не подготовлен для продажи.
К слову, открытого конкурса на застройку Ново-Адмиралтейского острова город не планирует, хотя прежде о таковом говорили.
— Мы изменили конкурс по форме, — сообщил на слушаниях Виктор Полищук, начальник Управления градостроительных обоснований развития города КГА. — Это будет архитектурно-инвестиционный конкурс, как с Новой Голландией. От абстрактного открытого отказались — решили, что это будет бумажная архитектура, ничем не подкрепленная.
То есть творческие идеи, не подкрепленные финансами, городом не рассматриваются. Городу важно как можно скорее «реализовать» эту территорию, чтобы выполнить беспрецедентные обязательства перед судостроителями (см. выше).
И на Пряжке беспокойненько
Жители района на слушаниях тем временем спрашивали о судьбе Коломны после ввода в строй Ново-Адмиралтейского моста.
— Весь транспорт пойдет на Английский проспект и набережную Пряжки. Смотрим документацию — набережная расширена до трех полос. За счет чего? Сноса немногих деревьев в районе? — возмущались люди.
Алексей Дмитриев, начальник отдела развития транспортной инфраструктуры КГА, фактически подтвердил предстоящую вырубку деревьев, сообщив, что дополнительная полоса появится за счет выпрямления откоса берегов Пряжки. Также он пообещал, что увеличения транспортного потока не будет. Без аргументов. Просто сказал, что автотранспорта не прибавится. В чем жители сомневаются. По их мнению, весь разбухающий от новой застройки Васильевский остров ринется на материк именно через Ново-Адмиралтейский мост — ведь после постройки этой переправы встанет на капитальный ремонт Дворцовый мост.
— И куда упрется дальше этот транспорт, миновав с моста Ново-Адмиралтейский остров? В площадь Репина, по которой и сейчас не проехать? — продолжали недоумевать обитатели берегов Пряжки.
Начальник отдела строительства Адмиралтейского района Алексей Степанов рассказал им, что в перспективе заложено строительство дублера Старо-Калинкина моста через Фонтанку, расширение улицы Циолковского и ее продолжение до проспекта Стачек через территорию бывшего завода «Красный треугольник». Намечено также продолжение улицы Красуцкого — оно продублирует проезд вдоль Обводного канала, а также планируется Екатерингофская развязка в районе улицы Степана Разина с выездом на ЗСД. Срок выполнения проектов — до 2025 года. И тогда, пообещал г-н Степанов, центр города будет «реально разрушен», то есть разгружен. Оговорка слегка развеселила публику, и последняя даже не стала вникать в реалистичность изложенных ей проектов. Тем более к теме слушаний — планировке Ново-Адмиралтейского острова — они не относились.

Алла РЕПИНА

↑ Наверх