Ребенок имеет право на самостоятельность
Наиболее частая причина конфликтных ситуаций: дети взрослеют и хотят быть самостоятельными, но взрослые думают: «Да, они уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому мать и отец лучше знают, что для них хорошо, а что плохо!»
В Василеостровском районе был проведен опрос родителей школьников об их взаимоотношениях с детьми. Подавляющее большинство респондентов признались, что часто не находят общий язык со своими чадами: дети игнорируют их требования, не слушаются, не понимают родителей.
Такие ответы, по мнению психологов, свидетельствуют о том, что не ребенок не умеет слушать и понимать родителей, а родители не умеют правильно общаться со своим чадом. Психологи условно подразделяют конфликты отцов и детей на три группы:
- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки поведения ребенка);
- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
- конфликт неуважения права на самостоятельность (тотальный контроль за жизнью ребенка).
Наиболее частая причина конфликтных ситуаций: дети взрослеют и хотят быть самостоятельными, но взрослые думают: «Да, они уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому мать и отец лучше знают, что для них хорошо, а что плохо!» Думая так, родители пытаются упростить жизнь самим себе, подавляя свободу ребенка и заставляя его подчиняться своей воле, лишая права принимать самостоятельные решения. Мы добиваемся своего, но получаем мнимую победу и можем приобрести реального врага в лице ребенка. Обычно ребенок ведет себя конфликтно или плохо в четырех ситуациях:
- ребенок отстаивает свою независимость и право принимать решения в рамках своей свободы и компетенции;
- ребенок мстит за причиненную боль — унижение, несправедливые наказания и побои, которые не может забыть и простить;
- ребенок не уверен в себе, у него очень низкая самооценка;
- ребенок стремится привлечь к себе внимание, так как он получает недостаточно внимания со стороны взрослых, когда ведет себя нормально.
Самый простой способ разрешения конфликтной ситуации — умение разговаривать с ребенком. Стремитесь понять его интересы, обсуждайте возможные пути решения конфликта вместе с ним, определяйте ответственность ребенка за его будущее поведение.
Как вести переговоры с ребенком?
Прежде всего нужно осознать, что есть разногласия, что ситуация уже сложилась.
Остановитесь, не упрекайте друг друга, а спросите, что каждый из нас хочет получить в будущем.
После этого спросите друг друга, что каждый должен сделать, чтобы достичь желаемого результата.
К сожалению, часто спокойному разговору мешают эмоциональное возбуждение и раздражение. Чтобы справиться с этим состоянием, глубоко вдохните и скажите вслух несколько раз о том, что испытываете: «Я раздражен(а) (расстроен, возмущен и т. д.), когда мой ребенок делает то-то и то-то».
Постарайтесь посмотреть на ситуацию не изнутри, а со стороны.
Очень важно понять, что поведение ребенка — это реализация его интересов, которые очень важны для него.
Скажите ребенку, что он в чем-то прав, но какие-то его поступки вызывают у вас неприятные эмоции, скажите, какие ваши интересы были ущемлены.
Говорите о конкретном поступке (ты не позвонил, я очень волновалась), но не обобщайте (ты, как всегда...), не оценивайте плохо личность сына или дочери.
Спросите у ребенка о причинах такого поведения. Постарайтесь не спорить с ним, а понять его потребности, которые он старается удовлетворить подобным поведением.
Если не удается договориться с ребенком, можно обратиться к психологу как к посреднику. Участие специалиста помогает повернуть разговор так, чтобы каждая сторона была услышана.
Метки: Дети
Важно: Правила перепоста материалов