Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Ребенок имеет право на самостоятельность

Наиболее частая причина конфликтных ситуаций: дети взрослеют и хотят быть самостоятельными, но взрослые думают: «Да, они уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому мать и отец лучше знают, что для них хорошо, а что плохо!»

В Василеостровском районе был проведен опрос родителей школьников об их взаимоотношениях с детьми. Подавляющее большинство респондентов признались, что часто не находят общий язык со своими чадами: дети игнорируют их требования, не слушаются, не понимают родителей.

Такие ответы, по мнению психологов, свидетельствуют о том, что не ребенок не умеет слушать и понимать родителей, а родители не умеют правильно общаться со своим чадом. Психологи условно подразделяют конфликты отцов и детей на три группы:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки поведения ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения права на самостоятельность (тотальный контроль за жизнью ребенка).

Наиболее частая причина конфликтных ситуаций: дети взрослеют и хотят быть самостоятельными, но взрослые думают: «Да, они уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому мать и отец лучше знают, что для них хорошо, а что плохо!» Думая так, родители пытаются упростить жизнь самим себе, подавляя свободу ребенка и заставляя его подчиняться своей воле, лишая права принимать самостоятельные решения. Мы добиваемся своего, но получаем мнимую победу и можем приобрести реального врага в лице ребенка. Обычно ребенок ведет себя конфликтно или плохо в четырех ситуациях:

  • ребенок отстаивает свою независимость и право принимать решения в рамках своей свободы и компетенции;
  • ребенок мстит за причиненную боль — унижение, несправедливые наказания и побои, которые не может забыть и простить;
  • ребенок не уверен в себе, у него очень низкая самооценка;
  • ребенок стремится привлечь к себе внимание, так как он получает недостаточно внимания со стороны взрослых, когда ведет себя нормально.

Самый простой способ разрешения конфликтной ситуации — умение разговаривать с ребенком. Стремитесь понять его интересы, обсуждайте возможные пути решения конфликта вместе с ним, определяйте ответственность ребенка за его будущее поведение.

 

 

Как вести переговоры с ребенком?

Прежде всего нужно осознать, что есть разногласия, что ситуация уже сложилась.

Остановитесь, не упрекайте друг друга, а спросите, что каждый из нас хочет получить в будущем.

После этого спросите друг друга, что каждый должен сделать, чтобы достичь желаемого результата.

К сожалению, часто спокойному разговору мешают эмоциональное возбуждение и раздражение. Чтобы справиться с этим состоянием, глубоко вдохните и скажите вслух несколько раз о том, что испытываете: «Я раздражен(а) (расстроен, возмущен и т. д.), когда мой ребенок делает то-то и то-то».

Постарайтесь посмотреть на ситуацию не изнутри, а со стороны.

Очень важно понять, что поведение ребенка — это реализация его интересов, которые очень важны для него.

Скажите ребенку, что он в чем-то прав, но какие-то его поступки вызывают у вас неприятные эмоции, скажите, какие ваши интересы были ущемлены.

Говорите о конкретном поступке (ты не позвонил, я очень волновалась), но не обобщайте (ты, как всегда...), не оценивайте плохо личность сына или дочери.

Спросите у ребенка о причинах такого поведения. Постарайтесь не спорить с ним, а понять его потребности, которые он старается удовлетворить подобным поведением.

Если не удается договориться с ребенком, можно обратиться к психологу как к посреднику. Участие специалиста помогает повернуть разговор так, чтобы каждая сторона была услышана.

↑ Наверх