«Регулировщица» вернулась на Дорогу жизни
В День памяти жертв блокады открылся новый мемориальный комплекс, состоящий из памятного знака, столба с пометкой «1 километр» и стихами Ольги Берггольц и фронтового зенитного орудия.
Военные духовые оркестры, представители ветеранских организаций, чиновники и регулировщица Вера Ивановна Рогова, чей образ послужил прототипом для создания нового памятника, собрались вчера у дома № 119 по Рябовскому шоссе. Здесь в День памяти жертв блокады открылся новый мемориальный комплекс, состоящий из памятного знака, столба с пометкой «1 километр» и стихами Ольги Берггольц и фронтового зенитного орудия.
На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции во время войны находился первый регулировочный пост. Отсюда машины шли по Рябовскому шоссе на Ржевку, а потом следовали на протяжении 45 километров по территории Всеволожского района через населенные пункты Борисова Грива, Вагоновский Спуск, Городище, Жихарево и Осиновец. Регулировщицы обеспечивали безостановочный пропуск машин. Водители называли этих девушек богинями. Правда, сами регулировщицы себя таковыми не ощущали.

Вера Рогова стала прототипом «Регулировщицы».
Открывшийся на первом километре Дороги жизни памятник самой Вере Роговой не очень понравился. Девушка на нем стоит в легкой развевающейся одежде. По словам Веры Ивановны, реальность была совсем другой: холод, постоянные бомбежки и страх.
— От холода постоянно гноились губы, отмерзали щеки, а мы надевали ватники, валенки, старались согреться как могли, — вспоминает Вера Ивановна. — От того, как мы помогали водителям, зависело, доедет ли до пункта мука, прочее продовольствие, доберутся ли люди.

Ветераны считают, что памятник не отразил действительность блокады — холод и ощущение страха.
Машины, которые тогда вывозили людей и привозили еду в замерзающий город, вчера тоже прибыли на первый километр Дороги жизни. Сразу же выстроилась очередь из детей, желающих посидеть за рулем легендарной «полуторки». Во время войны на таких автомобилях марки «ГАЗ-АА» было эвакуировано полмиллиона человек, доставлено 270 тысяч тонн продовольствия и фуража и 32 тысячи тонн боеприпасов и вооружения. Эта техника оказалась на редкость надежной.
На открытие нового комплекса приехали и ученики школ Красногвардейского района. Им в отличие от Веры Ивановны памятник регулировщице очень понравился.
— Когда я готовила речь для выступления на открытии, нарисовала в своем воображении образ этой девушки-героини, — поделилась с корреспондентом «Вечернего Петербурга» ученица школы № 134 Мэри Арутюнян. — Флажок в ее руках представлялся красным, а вообще все совпало с моими представлениями.
Памятный знак «Регулировщица» был создан еще в 1985 году. Но эта работа архитектора Александра Левинкова была утрачена в 2004-м, во время строительства КАД. Памятник восстановили к 65-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады по инициативе районной администрации.
— Мы хотели продемонстрировать свою верность памяти всех, кто помог Ленинграду выстоять в самые трагические дни, — сказала глава администрации Красногвардейского района Мария Щербакова.
На восстановление всего мемориального комплекса «Дорога жизни — первый километр» потратили около 4 миллионов рублей.
Ирина ПАНКРАТОВА
Фото Андрея КАРПОВА
Метки: Бодибилдинг СССР Войны
Важно: Правила перепоста материалов