Риге показали российское кино
Балтийской премьерой «Анны Карениной» в версии Сергея Соловьева завершился Первый международный кинофорум «Экология души».
Обнаружив в названии проекта или продукта экзальтированную «душу», поневоле вздрогнешь. А уж когда она выступает в смычке с захватанной по всем поводам «экологией» — и подавно насторожишься. Но тут не надо ни дрожать, ни осторожничать: под вывеской, исполненной устроителями кинофорума в высоком стиле, прошло дельное, лишенное громокипящего пафоса мероприятие.
Его генеральный продюсер Василий Мельников, ранее проводивший в Риге на неконкурсной основе Фестиваль российского кино, решил придать традиционной культурной акции новое измерение. Учредив кинофорум, он поселил под его крышей фест новых российских фильмов (с порядковым номером семь) и международный конкурс короткометражных дебютных и студенческих работ (игровых, документальных и анимационных).
Новинки большого российского экрана крутили в залах центрового рижского мультиплекса «Parex Plaza», а конкурсные показы проходили в Юрмале, где гости кинофорума и обосновались.
Если кому-то программа показалась сшитой из двух разнородных лоскутов, то это впечатление было обманчивым. Ее устройство обладало своей логикой, и вот тут обнаруживало живой смысл слово «экология», описывающее, как известно, отношения живых существ друг с другом и окружающей их средой в единой системе.
Национальная кинематография — тоже система, кинематографисты — ее «живые существа», и важно не просто обнаруживать, но всячески содействовать упрочению разнообразных связей между ними — вне зависимости от возраста и регалий. Поэтому сюда были званы на равных Никита Михалков с презентацией пятичасовой исторической саги «Утомленные солнцем-2» и Михаил Местецкий с трехминутной мистификацией «Топоры в батонах», пародирующей штампы телевизионного репортажа. Или — каннский баловень Павел Лунгин с фреской «Царь» и ученик Константина Бронзита петербуржец самарского происхождения Ришат Гильметдинов с «Законом жизни» по Джеку Лондону. И так далее. А только что отметивший 65-летие вечно молодой бывший ленинградец Сергей Соловьев, давно и последовательно пренебрегающий границами между поколениями и связующий их собою меж собой, представил два готовых фильма — «Анну Каренину» и «2-Асса-2», а прицепом к ним — еще не завершенных «Одноклассников», над которыми сейчас трудится.
Переклички-скрепки обнаруживались в программе самые неожиданные.
Скажем, вечер открытия стал бенефисом нынешнего секретаря Союза кинематографистов Михалкова, а на закрытии показали картину его предшественника Соловьева. Эта многострадальная картина была сделана Сергеем Александровичем по великому роману Льва Толстого, а Никита Сергеевич, предваряя фрагменты «Утомленных-2», заметил, что в работе ему более всего помогала толстовская мысль о бытии, которое только тогда в полной мере осознается как бытие, когда ему грозит небытие.
Фильм-предположение Хржановского-старшего об Иосифе Бродском «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» перекликался с фильмом-предположением Ирины Квирикадзе «Татарская княжна» — о романтическом треугольнике, который образовали в Париже десятых годов прошлого века Анна Ахматова, Амедео Модильяни и Николай Гумилев. В оммаже Хржановского поэту Бродскому одним из главных персонажей выступает кот — и Григорий Константинопольский в своей радикальной «Кошечке» превратил вынесенное в название, но так ни разу и не появившееся в кадре существо в метафору живительного источника вдохновения, которое гуляет само по себе и посещает кого вздумается.
Да и в незавершенном триптихе «Зона турбулентности», которым дебютирует в режиссуре критик Евгения Тирдатова, кот также один из важных фигурантов.
Тирдатова все три новеллы для «Зоны турбулентности» снимает сама, но, вообще говоря, альманах в моноформате — редкий случай. Эту форму ценят не в последнюю очередь именно за возможность высказаться разным авторам, и в последнее время она становится все более привлекательной для продюсеров, сообразивших, что тут можно делать ставку не только на кулуарную фестивальную славу, но и на коммерческий прокат. Поэтому альманах стал еще одной важной темой программы, составленной киноведом Сергеем Землянухиным, что оказалось весьма кстати для повестки кинофорума, манифестирующего ценность разнообразных связей.
Научную подсветку «альманаха как проблемы» обеспечил круглый стол под водительством культуролога Кирилла Разлогова, а кинематографический разворот тема получила в ретроспективных программах. Туда вошли как недавние заметные опыты в этой форме («Париж, я люблю тебя», «Токио!»), так и давнишние арт-изделия вроде «Парижа глазами шести» или нашего «Семейного счастья», где двумя чеховскими новеллами поучаствовал все тот же Сергей Соловьев — дай бог здоровья этому человеку — режиссеру на все времена, все поколения и все жанры. Лучше президента для новорожденного кинофорума не сыскать, но маэстро уже занимает аналогичный пост на Ханты-Мансийском международном фестивале с родственным названием «Дух огня». Так что придется «Экологии души» поискать себе другое первое лицо — у нее есть на это год.
Дмитрий Савельев
Метки: Кинозал Искусство Фестивали Путешествия
Важно: Правила перепоста материалов