«Рок-опера» просит о помощи
Комитетом по культуре Санкт-Петербурга принято решение передать на утверждение в Правительство Санкт-Петербурга рекомендации об исключении Петербургского государственного театра «Рок-опера» из списка учреждений, финансируемых городом за счет бюджета.
Комитетом по культуре Санкт-Петербурга принято решение передать на утверждение в Правительство Санкт-Петербурга рекомендации об исключении Петербургского государственного театра «Рок-опера» из списка учреждений, финансируемых городом за счет бюджета
Совсем недавно наша газета рассказывала о конфликте между департаментом культуры Нижнего Новгорода и актерами ТЮЗа, вылившемся в семидневную голодовку 18 актеров и режиссера. Тогда в Интернете была создана страница, на которой все сочувствующие, в том числе петербургские актеры, поддерживали нижегородцев. Теперь пришла очередь нижегородским актерам поддерживать петербургских коллег на страницах виртуального журнала.
О том, что за ситуация сложилась вокруг театра, мы поговорили с его художественным руководителем Владимиром Подгородинским.
Потеря государственного статуса для нас — гибель
— Я получил письмо от председателя комитета по культуре Антона Губанкова, в котором говорится о том, что наш театр ликвидируется. Основанием стало то, что мы систематически не выполняем план по городу, финансовый план, а проведенная внеплановая проверка комитета по финансам выявила какие-то нарушения. Также было сказано, что у нас маленький репертуар.
Я могу все эти вопросы прокомментировать документально. Вот у меня есть документы, подтверждающие, что план по городу выполняется нами на сто процентов. В 2006-м был выполнен на 100%, в 2007-м — на 105%, в 2008-м — на 100%, а к сентябрю 2009-го мы выполнили план на 80%, и у нас еще есть время.
— Что значит «план по городу»?
— Количество спектаклей, которые нам надо сыграть. Эту норму установил сам комитет по культуре, и мы ее выполняем. Мы стараемся работать на таких площадках, как Театр Комедии им. Н. П. Акимова, ДК им. Горького, Газа, Дзержинского. Мы много работаем для детей, половина репертуара у нас детская. Вообще основной наш зритель — это молодежь. Что касается выводов финансовой проверки, то, естественно, у нас, как и у всех организаций, были недостатки, на которые они нам указали. Вывод комиссии был следующий: сохранив статус «государственный», инициировать переход учреждения в автономное. Это та форма, на которую сейчас переводятся и другие театры, например Мюзик-холл, Театр Музкомедии. И мы согласны стать автономным учреждением, сохранив статус государственного, но комитет по культуре решил по-своему.
— Чем чревата для театра потеря статуса «государственный»?
— Ну, во-первых, у нас, как у государственного учреждения, другая форма оплаты аренды нашего подвала. Если мы станем частной организацией, то будем платить по полной программе, а там шестизначные числа. Наш коллектив теряет минимальную ежемесячную заработную плату. И хотя нам обещают выплатить субсидии даже в стопроцентном размере, но мы же понимаем, что это делается только для того, чтобы смягчить удар. Нам эти субсидии не помогут, потому что деньги тут же уйдут на погашение арендной стоимости. Став частным предприятием, мы не потянем нашу репетиционную базу, ведь у нас 10 спектаклей на балансе, а это значит, что у нас аппаратура, декорации, костюмы… И куда нам со всем этим деваться? Ну и последнее. Я — профессор Театральной академии, у меня набран курс, и если мы перестанем быть государственным учреждением, то эти ребята, получив диплом, пойдут на улицу. Нам ведь придется сокращать штат, все минимизировать, брать чемоданы и ехать на гастроли. Потеря статуса «государственный» для нас — гибель, причем окончательная.
Если в семье рождается еще один ребенок, не надо убивать старшего!
— Как вы думаете, чем руководствуется комитет по культуре, принимая такое решение?
— Думаю, тем, что у нас есть 47 штатных единиц, и они нужны для того, чтобы поддержать другие коллективы. Но ведь так не делается в семье: если рождается ребенок, нельзя же убивать старшего… Тем более что наш коллектив известен: около 200 миллионов зрителей посмотрели нас за 25 лет, несколько поколений выросло на нашей музыке. Первая постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» была у нас, наш спектакль «Орфей и Эвридика» поставил рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, — он прошел 2,5 тысячи раз. Да, у нас мало произведений в репертуаре, но это обусловлено тем, что мы коллектив, который создает свой жанр. У нас нет многовековой истории, вся наша история умещается в рамки четырех десятилетий. Репертуар еще не создан, и мы его создаем. Это длительный процесс, сначала возникает замысел, потом синопсис, потом пишется либретто, создается музыка, и к моменту выпуска спектакля проходит два года. В нашем театре создано четыре оригинальных произведения! Назовите еще театр, в котором происходят такие вещи.
— А кто-нибудь уже встал на вашу защиту?
— Меня очень радует Интернет: нам пишут много хороших и трогательных слов, люди возмущаются тем, что с нами происходит. Молодежь написала письмо губернатору Петербурга. Сегодня я встречался с Александром Розенбаумом, он когда-то работал в нашем театре, и он нас поддержал. Также нас поддержали вдова композитора Андрея Петрова и его дочь, они написали письмо Валентине Матвиенко от имени Фонда Петрова.
«Я отношусь к этому театру спокойно»
До председателя комитета по культуре Антона Губанкова мы дозвонились в Ростов, где он открывал Дни культуры Санкт-Петербурга. Ответа на вопрос, почему именно «Рок-оперу» постигла опала, мы не получили. Антон Николаевич сказал, что уже много говорил на эту тему, и повторяться для «Вечёрки» не захотел. А на вопрос, видел ли он спектакли «Рок-оперы», ответил:
— Да, я бывал в этом театре и, как зритель, отношусь к нему спокойно.
Нашему председателю комитета по культуре нравится спектакль «Лето, которого мы не видели вовсе», и потому он заступается за него, и спектакль благополучно продолжает идти в репертуаре Театра «Приют комедианта» (об этом «Вечёрка» рассказывала в свое время). А к Театру «Рок-опера» председатель относится спокойно, и вот театр обрекают на закрытие. О вкусах, как говорится, не спорят, но чиновники имеют возможность отстаивать свои вкусы. Вкусы зрителей, которые заполняют залы на спектаклях «Рок-оперы», никто в расчет не принимает.
Комментарии
Театральный критик Жанна ЗАРЕЦКАЯ:
— Театр «Рок-опера» существует в городе больше 20 лет и за все это время выпустил 5 премьер. Последняя премьера выпущена, если мне не изменяет память, 4 года назад. Кроме того, на городских площадках спектакли «Рок-оперы» не так уж часто увидишь — в Петербурге этот театр играет не более 50 спектаклей в год. Остальное — на выезде с коммерческими целями. Наконец, эстетический уровень двух ключевых постановок — «Юнона» и «Авось» и «Иисус Христос — суперзвезда» весьма сомнителен и уж точно не соответствует качественным требованиям зрелища в культурной столице. Безусловно, такие коллективы имеют право на существование, но вряд ли они должны финансироваться таким же образом, как государственные театры, которые выпускают по 5 премьер в сезон, дают для петербургского зрителя по 300 спектаклей в год при полных залах, экспериментируют, завоевывают престижные театральные и международные награды.
Елена Третьякова (музыковед, декан театроведческого факультета СПбГАТИ):
— У этого театра особая миссия: они единственные в стране хранители жанра, вся классика рок-оперы идет на этой сцене. И когда у нас комитет по культуре недоволен работой коллектива, то нужно принимать решения в плане улучшения работы, а не закрытия театра и отказа от жанра. Вот был в Петербурге Мюзик-холл, его закрыли, и нет у нас Мюзик-холла, которым когда-то город гордился. Была у нас «Рок-опера», закроют — и не станет рок-оперы. Происходит ликвидация жанра. Комитет по культуре лукавит, когда обвиняет театр в каких-то нарушениях. Надо знать Владимира Подгородинского, честного человека, он не будет подтасовывать факты. И план они выполняли: у этого театра есть своя публика и в Петербурге, и в России.