Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Роль Белой дамы сыграла смотрительница тетя Маша

Семь тысяч человек в минувшие выходные специально приехали из Петербурга в Гатчину, чтобы погулять по ночному парку и послушать музыку Чайковского. В Гатчине прошла романтическая Ночь музыки.

Семь тысяч человек в минувшие выходные специально приехали из Петербурга в Гатчину, чтобы погулять по ночному парку и послушать музыку Чайковского. Наши корреспонденты не могли пропустить такое событие.

Александр III, хозяин Гатчинского дворца, любил музыку, неплохо разбирался в ней и даже сам играл на музыкальных инструментах, предпочитая почему-то геликон. (Наверное, труба-великан была под стать богатырской фигуре императора.) Один из первых придворных симфонических оркестров тоже появился в царствование Александра. И он сам, и его семья восхищались музыкой Чайковского. Произведения Петра Ильича часто исполняли во время концертов в Гатчине. Сам же Чайковский удостоился приема у императора, который «наговорил много лестного о моей музыке» — так писал композитор в письме Надежде фон Мекк.

Музыкальные традиции Гатчинского дворца возобновились в наши дни. В Александровской приемной (той самой, где император принимал композитора) проходят концерты, а ночь с 10-го на 11 июля стала настоящей ночью музыки для всех, кто очутился в гатчинском парке в это время.

На плавучей сцене сменяли друг друга три замечательных оркестра под управлением известных дирижеров. В программе — только Чайковский, в исполнении Санкт-Петербургского симфонического оркестра (дирижер Александр Титов), оркестра Государственного Эрмитажа (дирижер Фабио Мастранжело), Международного молодежного симфонического оркестра Капеллы «Таврическая» (дирижер Михаил Голиков).


Над Гатчиной витала романтическая музыка Чайковского.


Пробираясь по узкой тропинке к ярко освещенной сцене, где расположились оркестранты, мы неожиданно увидели Фабио Мастранжело. И конечно, задали ему несколько вопросов, на которые он любезно ответил, хотя явно спешил.

— Вам уже приходилось играть в такой обстановке — под открытым небом, на озере?


— Да. Скоро будет фестиваль Пуччини в Италии, я буду дирижировать «Тоской», это тоже произойдет под открытым небом. Очень приятно, что сегодня в Санкт-Петербурге погода позволила играть.

— Вы так замечательно говорите по-русски...

— Конечно, восемь лет живу здесь, жена русская — Олеся, недавно родился сын Стефан.

— Сын будет музыкантом?

— Возможно, мама — флейтистка. Папа — дирижер…


Фабио Мастранжело рад, что в Петербурге сейчас не хуже, чем в Италии.


Программа «Ночи музыки в Гатчине» не исчерпывалась только концертом. Все желающие могли попасть на уникальную экскурсию по дворцу, который впервые за свою музейную историю работал до четырех утра. Причем можно было посетить не только парадные восстановленные залы, но и ту часть дворца, которая, увы, все еще ждет реставраторов. Это так называемое Арсенальное каре, где располагались личные императорские покои.

По Чесменской (или Золотой) галерее, которая хранит остатки былого великолепия, мы попадаем в израненную Ротонду и далее на мраморную лестницу. Арсенальное каре в 1840-х годах перестраивал известный зодчий Роман Кузмин, автор, между прочим, собора Святого Павла в Гатчине. Он по сути превратил Арсенальное каре в самостоятельный дворец, где располагались личные покои Николая I, а затем Александра II и Александра III. Акварели кисти Эдуарда Гау дают нам представление об утраченных интерьерах Китайской галереи, Кабинета Николая I, Арсенального зала… О чем говорить, если за время долговременного «хозяйствования» здесь военного учебного заведения отдавались приказы типа: замазать росписи, дабы курсанты не отвлекались во время боевой и политической подготовки. Или сбить колонны — они мешают покраске стен. Долго, ох как долго, придется ждать, чтобы увидеть возрожденное Арсенальное каре.

Заброшенная часть дворца… Тишина закрытых залов и переходов… Наверное, здесь водятся привидения?

— А как же, — подтверждает нам Татьяна Кузнецова, экскурсовод, работающая в Гатчинском дворце с 1985 года, — у нас тут нередко случаются такие… необъяснимые моменты. Я сама в этих помещениях веду экскурсию в первый раз в жизни, но вот из подземного хода однажды просто бежала — было непреодолимое ощущение, что кто-то стоит и дышит в затылок. А в одном из залов спрашиваю милиционера: как дежурство? Он отвечает: «Ничего, все нормально, шторы как колыхались, так и колышутся». Это в покоях Павла на первом этаже, где и сквозняков-то никаких нет…

И тут в рассказ Татьяны Кузнецовой ворвался возглас одного из экскурсантов:

— Смотрите!!! Вон там!!!

В конце Китайской галереи, за полуоткрытой дверью, мелькнуло… что? Дымок, человеческая фигура?.. Кто-то уверял потом, что видел белое одеяние, кто-то настаивал, что это была женщина. Белая дама Гатчинского дворца не захотела появиться перед нами, только обозначила свое присутствие. Но в том, что она была, никто не сомневался. (Правда, некоторые скептики предположили, что Белая дама создана не потусторонними силами, а волей администрации дворца. Нарядили смотрительницу тетю Машу в белое платье и, когда в дальнем конце Китайской галереи появлялась экскурсия, тетя Маша добросовестно играла роль привидения.)


Что только не привидится белой ночью!


Не будем спорить со скептиками, пусть остаются при своем. А мы наслаждались музыкой Чайковского, романтической прогулкой по старинному парку и дворцу, замирали при виде Белой дамы — и конечно, поминали добрым словом тех, кто все это придумал и осуществил.

Галина АРТЕМЕНКО, Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото Наталии Перевезенцевой

↑ Наверх