Газета выходит с октября 1917 года Sunday 29 декабря 2024

Роли сыгранные и несыгранные

До 30 июня галерея «Сарай» приглашает на выставку кукол Стефании Граурогкайте и Марины Солопченко «Друзья Коломбины». Куклы выставляются впервые, шили их Марина и Стефания в течение десяти лет…

До 30 июня галерея «Сарай» приглашает на выставку кукол Стефании Граурогкайте и Марины Солопченко «Друзья Коломбины».

Куклы выставляются впервые, шили их Марина и Стефания в течение десяти лет… примерно столько они знакомы. Авторы определили жанр выставки — «куклы для себя», потому что делали их не для продажи.

Правда, как рассказала корреспонденту «ВП» Стефания Граурогкайте, одну куклу ей как-то все же пришлось продать, и не кому-нибудь, а сыну индонезийского диктатора Сухарто — увидел на выставке в Москве и буквально умолил. «А начала я шить кукол с легкой руки Эдуарда Степановича Кочергина — он просто посмотрел на меня и сказал: «Ты можешь». Несколько моих кукол «играли» в спектаклях БДТ». Куклы Стефании издали выглядят так, будто их вынули из бабушкиного сундука. Но при ближайшем рассмотрении оказываются не так просты: лицо каждой куклы содержит в себе маску — она или вышита поверх лица мелкими стежками тон в тон, или на лицо куклы натянута почти прозрачная ткань. То есть кукла заманивает, обманывает, дурачит… в общем, играет. «У вас в детстве были тряпичные куклы?» — спрашиваю. «Нет, не было, но я всегда хотела. Однажды даже выменяла у знакомой девочки модную немецкую куклу на тряпичную, а моя мама заставила поменяться обратно». Одежда кукол похожа на старинную: «Нет, я шью из обыкновенных тканей, а чтобы платьица выглядели состаренными — крашу их чаем». Есть, наверное, у Стефании еще какие-то секреты: она — известный художник по текстилю и театральный художник, созданные ею костюмы можно увидеть в театрах Вильнюса, Каунаса, Паневежиса, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов. В родной Литве художница шьет также облачения для католических священников.


Марина Солопченко. Няня, Пьеро.


Стефания Граурогкайте. Без названия.


Марина Солопченко, как известно театралам, вообще не художник, а актриса. В детстве бабушка научила ее шить, а куклами Марина заинтересовалась сама — уж очень близки они театру. Куклы Марины — светлые, какие-то хрупкие, тоже пришедшие к нам из прошлого — но только не из деревенского сундука, а из петербургской детской. Они тоже — актеры и актрисы: представленные на выставке «Няня», «Пьеро» и «Коломбина» играли в спектакле Александринки «Вишневый сад». «Я играю Нору в спектакле Белого театра на сцене Музея Достоевского, — рассказывает актриса. — Для этого спектакля я тоже шила кукол, но они сюда по тематике не подходят: это животные, а у нас — друзья Коломбины». — «Название выставки — ваша идея?» — «В общем, да. Недавно я играла…
похожего персонажа (в спектакле «Приюта комедианта» «Покрывало Пьеретты». — Прим. авт.). Конечно, для меня куклы — это роли, сыгранные и, особенно, несыгранные». — «А пример несыгранной роли?» — «Самая заветная — эта, Н. Ф. — Подводит к таинственной даме в черном платье. — Только вы инициалы не расшифровывайте, пусть люди сами догадаются».

На вопрос, как относятся родные и знакомые к их увлечению, обе художницы в один голос ответили — есть люди, которые вообще не замечают кукол, а есть те, кто сразу начинает с ними играть. «Это взрослых касается, — говорит Марина. — А детям всем нравится, и мальчикам, и девочкам. Вот кукла «Актриса», у нее ноги длинные, и мой сын, когда был маленький, часто с нею танцевал».

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх