Ропшинский дворец ждет судьба Константиновского?
Международный благотворительный фонд «Константиновский», возглавляемый управделами президента России Владимиром Кожиным, подвел итоги своей десятилетней деятельности. О ближайших планах фонда нам рассказал его генеральный директор Геннадий Явник
Международный благотворительный фонд «Константиновский», возглавляемый управделами президента России Владимиром Кожиным, подвел итоги своей десятилетней деятельности. О ближайших планах фонда нам рассказал его генеральный директор Геннадий Явник
«Собрать все о пажах»
Документы, связанные с судьбами выпускников Пажеского Его Императорского Величества корпуса, должны быть сосредоточены в России — такую задачу поставил себе «Константиновский» на ближайшее время. «Мы хотим собрать все о пажах», — заявил Явник. Пажеский корпус, преобразованный Александром Первым в 1802 году в элитное военно-учебное заведение, помещался в Воронцовском дворце в Петербурге, бывшем в свое время капитулом мальтийских рыцарей, магистром которых был отец Александра император Павел Первый. Со времен рыцарей там сохранилась Мальтийская капелла — ныне один из любимых горожанами концертных залов с великолепной акустикой и органом. От рыцарей пажам в наследство достались «заветы мальтийских рыцарей», которые пажи знали наизусть:
— ты будешь верить всему тому, чему учит церковь, ты будешь охранять ее;
— ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником;
— ты будешь любить страну, в которой родился;
— ты не отступишь перед врагом;
— ты будешь вести с неверными беспощадную войну;
— ты не будешь лгать и останешься верным данному слову;
— ты будешь щедр и всем благотворить;
— ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла.
В Пажеском корпусе учились дети не столь сказочно богатых, сколь заслуженных родителей, выпускниками корпуса были многие декабристы, герои войны 1812 года, выдающиеся военачальники Брусилов, Драгомиров, Скалон, поэт Баратынский, здесь учились сыновья Пушкина Александр и Григорий, принц Чахромон, ставший королем Сиама (Таиланда).
Ныне в Воронцовском дворце находится Суворовское училище. В перестроечные годы, когда еще живы были те, кто учился в корпусе, здесь ежегодно проводились встречи пажей и их потомков, был организован Музей кадетских корпусов России. Был жив и Михаил Иванович Вальберг — единственный тогда петербуржец, учившийся в Пажеском корпусе. Приезжал на торжества и барон Эдуард фон Фальц-Фейн, внук генерала от инфантерии Николая Епанчина — директора Пажеского корпуса в начале XX века. Фальц-Фейн, которому уже почти сто лет (он родился в 1912 году), обратился в фонд «Константиновский» с просьбой выкупить и собрать в России находящийся в США архив оказавшихся в эмиграции пажей. Как сказал Геннадий Явник, архив находится у американского гражданина, но место документам — в России. В последние годы в Суворовском училище уже не проводится традиционный Пажеский день, умерли пажи, стареют их наследники, и, чтобы сохранить память об этой странице истории России и Петербурга, фонд намерен серьезно заняться спасением и сосредоточением на родине всего того, что связано с пажами.
«О Ропше не вспоминать!»
Вторая задача, которую поставил перед собой «Константиновский», — это спасение Ропшинского дворца в Ломоносовском районе Ленинградской области. Пока еще, как сообщил Геннадий Явник, рано говорить о проекте восстановления, сроках и о том, как дворец будет использоваться в дальнейшем, но о том, что он будет спасен с помощью меценатов, сказать уже можно. «Этот вопрос сейчас решается на самом высоком уровне», — заверил Явник.
Ропшинский дворец сейчас находится в ужасающем состоянии. С просьбой о спасении дворца в фонд обратились сами жители Ропши. Напомним, что еще в 2006 году крупная итальянская девелоперская компания заявляла о намерении инвестировать 200 млн. евро в реставрацию дворца и превратить его в пятизвездный отель, воссоздав исторические интерьеры. Но компании отказали в регистрации договора аренды в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом РФ (ФАУФИ). Поговаривали также о возможности передачи дворца под правительственную резиденцию Ленобласти. Но Явник поставил точку: фонд «Константиновский» решил спасти последнюю из свободных и не занятых никем императорских резиденций.
«То, что на гибнущий Ропшинский дворец обратил внимание фонд «Константиновский», — безусловное благо, так как состояние памятника гораздо более удручающее, чем было в свое время состояние Константиновского дворца. Главное, чтобы восстановление и реставрация велись максимально корректно», — отметил в беседе с корреспондентом «Вечернего Петербурга» историк архитектуры, председатель Санкт-Петербургского отделения ИКОМОСа Сергей Горбатенко.
Над Ропшинским дворцом вообще витает тень какого-то проклятия. Он принадлежал в свое время князю-кесарю Ромодановскому, мастеру тайных дел и пыток, потом именно здесь при загадочных обстоятельствах оборвалась жизнь свергнутого Екатериной Петра III — из Ораниенбаума низложенный император отправился в Ропшу, но, как гласит легенда, был задушен шарфом, а не умер от внезапно обострившейся болезни. После смерти Петра III Екатерина II приказала: «О Ропше не вспоминать!» «Упоминание о Ропше неугодно», — вторили цензоры. В конце XVIII века Павел I возродил ропшинское имение в память об убитом здесь отце. Восстановление шло втайне от Екатерины, дабы избежать ее гнева. В 1826 году император Николай Павлович подарил усадьбу в Ропше своей супруге — императрице Александре Федоровне. В 1857 году усадьба перешла в ведение департамента уделов. С Ропшей связаны имена известных деятелей культуры — Hиколая Hекрасова, Ивана Гончарова, Ивана Панаева. В 1858 году сюда приезжал французский романист Александр Дюма. Император Николай II часто охотился в ропшинских окрестностях. Ропшинский ансамбль — памятник дворцово-паркового искусства XVIII — XIX вв. — находится под эгидой ЮНЕСКО, но доведен до состояния полнейшей деградации и требует немедленного спасения.
В ближайших планах фонда также сбор средств для строительства в Адмиралтейском районе Петербурга детского сада для детей-инвалидов, завершение реставрации домов банкира Соловейчика и архитектора Шене на Каменном острове.
Фонд, первоначально созданный в Петербурге, чтобы возродить Константиновский дворец в Стрельне (ныне — Дворец конгрессов), за эти годы уже сумел привлечь средства для восстановления органа Государственной академической капеллы, приобрел коллекцию Лобановых-Ростовских, поддержал реставрацию дворца великого князя Алексея Александровича на Мойке — ныне Дома музыки, ряда памятников — исторических зданий на Каменном острове.
Галина АРТЕМЕНКО
Фото Сергея ГОРБАТЕНКО и Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов