Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Россия-2010. Без излишеств

На совещании в Смоленске по подходам к формированию межбюджетных отношений на 2010 — 2012 годы вице-премьер Российской Федерации Александр Жуков официально озвучил принятое федеральными властями решение не проводить в следующем году индексацию заработной платы бюджетников и военнослужащих.

Не будут увеличены пособия по безработице. Кроме того, регионам заморозят перечисление денег из федерального бюджета на социальную поддержку ветеранов труда, тружеников тыла и многодетных семей. Эти средства должны изыскивать на местах.

Одновременно заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что, по оценкам Минфина, общий объем расходов бюджета субъектов РФ в 2010 году будет находиться на уровне текущего года. То есть регионы также не предусматривают увеличения расходов на оплату труда в бюджетной сфере.

Эти соблазнительные нефтедоллары…

Как же случилось, что правительство России вынуждено отказаться от таких важных социальных мер?

Просто оказалось, что индексации пенсий и заработных плат, а также пособий по безработице и социальных выплат делались за счет того, что федеральный бюджет все больше денег зарабатывал за счет роста цен на нефть. В принципе это было известно. Больше того, разумные эксперты указывали, что Россия 2000-х находится в том же состоянии, как Советский Союз 70-х. Тогда тоже росли мировые цены на энергоносители, и советское правительство имело возможность за счет продажи нефти ввозить в страну импортные товары. Но в начале 80-х годов XX века нефтяные цены упали, и через десять лет советская власть закончилась.

Позже, в начале третьего тысячелетия, массу денег, хлынувших в страну на волне роста нефтяных цен, тоже не вкладывали в новое развитие, в повышение конкурентоспособности экономики, создание принципиально новых производств и товаров. Ее либо проедали, либо «накапливали» на счетах в иностранных банках под очень невысокие проценты.

Самое интересное: рост цен на нефть, повышая благосостояние российской экономики, медленно, но верно подрывал экономику мировую. Дороже энергоносители — дороже продукция, выше стоимость жизни. Причем в первую очередь в развитых странах, где и потребление выше. А производства-то в таких странах почти не осталось, одни услуги. Стало быть, компенсировать рост стоимости жизни нечем. Рано или поздно все это должно было рухнуть.

И рухнуло. Шило на мыло?

И вот тогда оказалось, что и социальные обязательства нашего государства ох как зависят от стоимости барреля нефти! Налоговые поступления от таможни снизились наполовину. А ведь именно она являлась последние годы главным поставщиком денег в бюджет. На год Федеральной таможенной службе выдавали задание по сбору денег больше, чем Федеральной налоговой! В результате, как признает Александр Жуков, доходы бюджета за 2009 год упали на 40% по отношению к аналогичному показателю 2008 года. При этом расходы, наоборот, существенно возросли. Правительство занялось оказанием антикризисной поддержки.

Вот только поддержка существенных результатов пока не дает. К примеру, субсидии на покупку отечественных автомобилей не остановили падения спроса на этом рынке. По последним данным, он составил 60%. А «АвтоВАЗ», в помощь которому все это затевалось, вынужден теперь рассматривать возможность фактически «продаться» «КамАЗу».

Правительство начало оказывать финансовую поддержку безработным. Дело, казалось бы, хорошее. Но к чему это привело? Да просто к тому, что предприятия не задумываются о том, как бы сохранить своих работников. Легче уволить.

— Но каждый уволенный — это дополнительная нагрузка на федеральный бюджет, который должен платить ему пособие по безработице, — говорит Александр Ходачек, директор Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики. — Причем нагрузка незапланированная. Только у нас, в Северо-Западном федеральном округе, 150 так называемых моногородов, существование которых зависит от одного-двух предприятий. Там, если человек лишился работы, ее искать уже негде. Пример — то же Пикалево. Ведь там, если хозяева предприятий окончательно не договорятся (а такая возможность есть), все начнется по новой!

Профессор Ходачек уверен: осенью нас ждет вторая волна сокращений. По его словам, многие из тех, кто летом ушел в отпуск, прекрасно понимают: назад они уже не вернутся.

Кстати, сокращать дальше работников планируется и в бюджетной сфере. Иначе как прикажете понимать заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что в следующем году предстоит «оптимизация численности работников во всех подведомственных структурах»? При этом главный финансист страны говорит: планируется не сокращать фонды оплаты труда, а направить их на стимулирование оставшихся сотрудников. Получается, что государство готово выделять ту же сумму на зарплаты бюджетникам, но дополнительно еще будет тратиться и на пособия тем, кого «оптимизируют». Странная политика.

Мало того, расходы по дополнительной поддержке рынков труда регионов собираются сократить по сравнению с этим годом почти на 20%. Об этом на том же совещании в Смоленске сообщил заместитель министра здравоохранения и соцразвития Максим Топилин.

Десять процентов в минусе

Уже подсчитано, что в следующем году дефицит бюджета составит 7,5% внутреннего валового продукта. За счет чего его покрывать? Денег нам в условиях мирового кризиса никто не даст, самые лакомые кусочки госсобственности уже давно продали (да и кто их будет покупать в кризис-то?). Остается сокращать расходы бюджета.

Отмена индексаций позволит сэкономить порядка 220 — 250 млрд. рублей, сосчитали специалисты. При расчетном дефиците 3,2 трлн. рублей (что уже превышает оставшиеся средства Резервного фонда) это не так чтобы заметно. Теперь эксперты говорят: можно было бы найти и другие источники экономии. Потому что для бюджета пара сотен миллиардов — не деньги. Для людей же отмена индексаций чревата реальным снижением уровня жизни. Ведь прогнозируемая инфляция 2010 года — 10 — 10,5%. На деле, как всегда, она будет выше. Это значит, что без индексации зарплата бюджетников станет ниже на те же проценты.

Правда, возможно, не у всех. Ведь решение правительства касается только федеральных бюджетников. Тем, кто получает деньги из местных бюджетов, могут и прибавить. Если позволят средства.

Что же касается социальных выплат, которые передали на уровень регионов, тут тоже все зависит от состоятельности самих регионов. Вряд ли проблемы с ветеранами и многодетными семьями коснутся Петербурга, который все же является донором федерального бюджета, а не получателем субсидий. А вот те области, которые не имели собственных денег, их и не найдут.

Впрочем, вице-премьер решил оставить народу надежду, заявив: «В случае серьезного улучшения в экономике страны индексация все-таки будет проведена».

Комментарий

Владимир Княгинин, директор фонда

«Центр стратегических разработок «Северо-Запад»:


— Что касается бюджетных доходов, то в ситуации, когда трудно ожидать притока инвестиций извне, регионам придется рассчитывать на собственные силы. Программы, которые могут осуществлять регионы, опираясь на внутренние ресурсы, не принесут быстрого эффекта, для этого требуется не менее двух лет. Задача состоит в том, чтобы пережить самый сложный для бюджета 2010 год. Скорее всего до 2012 года бюджеты будут испытывать серьезную нехватку средств. Положительная динамика в экономике будет ощутима уже в 2010 году, но бюджеты почувствуют это с некоторым запозданием. Поэтому в краткосрочной перспективе для регионов основным направлением работы с бюджетом остается сокращение расходов. И здесь, увы, нужно принимать решения по снижению оплаты труда, по уменьшению количества работников и по сокращению реализации отдельных бюджетных программ. Наиболее тяжелой будет ситуация в тех регионах, где бюджеты имеют существенную нагрузку законодательных обязательств перед гражданами.

↑ Наверх