Россия, которую мы нашли... в Китае
Однажды в руках эксперта по русскому зарубежью международной ассоциации «Русская культура» Нины Рождественской оказался уникальный альбом «Русские в Шанхае».
До 31 января Музей политической истории России приглашает на фотовыставку «Русские в Шанхае».
Однажды в руках эксперта по русскому зарубежью международной ассоциации «Русская культура» Нины Рождественской оказался уникальный альбом «Русские в Шанхае». Его Нина Петровна привезла в Россию из одной зарубежной поездки и приложила немало усилий, чтобы альбом был переиздан.
Репринтное издание альбома «Русские в Шанхае».
Альбом «Русские в Шанхае» был издан в апреле 1936 года штабс-капитаном Владимиром Данииловичем Жигановым — русским офицером, участником Первой мировой войны. Владимир Жиганов участвовал в Белом движении, в Сибири дважды был на краю гибели и в 1925 году бежал в Китай. С 1931 года Жиганов собирал фотографии, свидетельствующие о жизни русской диаспоры в Шанхае. Треть фотографий он сделал сам, сам же написал несколько аналитических статей о реалиях шанхайской жизни. Кстати, в альбоме параллельный текст — на английском. Но люди, не говорящие по-русски, вряд ли смогли ознакомиться с альбомом: он был издан крошечным тиражом — всего 300 экземпляров (сейчас доподлинно известно только о двух). Тираж репринтного издания 2009 года втрое больше — тысяча экземпляров. «Это издание очень дорого стоит, купить его не под силу маленьким библиотекам, но в крупных библиотеках оно есть, — объяснил корреспонденту «ВП» куратор выставки кандидат исторических наук Александр Калмыков. — Тема русских в Шанхае теперь открыта для исследователей, мимо нее не пройдет ни один китаист». Вполне возможно, что благодаря выставке и альбому кто-нибудь найдет следы своих родственников.
Изделия колбасной фабрики А. Ланга и Н. Семина.
На четырнадцати баннерных планшетах, конечно, не поместились все фотографии, нет там и статей Владимира Жиганова. Но тем не менее из экспозиции мы немало узнаем о нескольких десятилетиях жизни русской диаспоры в Шанхае.
Сюжет о русской колонии в Шанхае интересен не только специалистам — он интересен всем. Люди приехали туда нищие, ютились в бараках и за семь-восемь лет создали бурную и весьма разностороннюю жизнь: открывали коммерческие предприятия, строили храмы, театры и школы, развивали армию и спорт. К началу Второй мировой русских в Шанхае было около 300 тысяч.
Владимир Жиганов.
Ф. И. Шаляпин в кругу почитателей. 26 февраля 1936 г. Французский клуб.
Фотография Шаляпина с дарственной надписью Жиганову.
Сейчас русской колонии в Китае нет — накануне прихода к власти Мао Цзэдуна практически все уехали.
На открытии выставки присутствовал начальник управления государственного протокола комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга Иван Арцишевский. Тема выставки Ивану Сергеевичу близка: он родился в Китае — правда, не в Шанхае, а в городе под названием Далянь.
— Мы уехали из Китая, когда мне было три года. Я ничего не помню, конечно, но мои родители жили там, и я считаю себя членом «китайской» ветви русской эмиграции, — рассказал Иван Сергеевич в беседе с корреспондентом «ВП». — Когда я смотрю на эти фотографии, я думаю, насколько трудно было быть русскими — и по-прежнему трудно сейчас. Тогда им удалось среди чужой культуры создать островок русской культуры. Нам сейчас, хотя мы и живем в России, тоже надо бороться за это дело — за удержание нашей культуры. А еще нам стоит поучиться у них патриотизму — настоящему, вне партий и вне личностей.
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
Метки: Фото Музейное дело Выставки
Важно: Правила перепоста материалов